Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Ошибка при расчете НМЦК. Возможные последствия для заказчика и исполнителя

Ошибка при расчете НМЦК. Возможные последствия для заказчика и исполнителя
Теги: #НМЦК #Ценообразование

Уважаемые читатели! Мы продолжаем отвечать на ваши вопросы.

Вопрос

«Являемся заказчиком по 44-ФЗ. Провели закупку, заключили контракт. Впоследствии, при исполнении контракта, обнаружили, что допустили ошибку при расчете НМЦК, и цена по некоторым позициям завышена. Какие могут быть последствия для заказчика и исполнителя. Как выйти из данной ситуации?».

Ответ эксперта

В соответствии с нормами, регламентируемыми ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ):

«Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод».

При этом, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, заказчики применяют Методические рекомендации, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Таким образом, порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта, законом регламентирован. А раз регламентирован, заказчики при подготовке и осуществлении закупок, обязаны ему следовать.

В соответствии с нормами, регламентируемыми ч. 8 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ):

«8. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;

3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги».

Таким образом, контроль за нарушениями, допущенными при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, и последствиями, которые повлекли за собой такие нарушения, осуществляет не федеральная антимонопольная служба, а органы финансового контроля. К ним, в частности, относится Счетная палата Российской Федерации.

За нарушения, допущенные заказчиками при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, предусмотрена ответственность ст. 7.29.1 «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ в виде штрафа от 30 до 50  тысяч рублей.

Однако, это не единственные последствия, которые могут возникнуть в результате такого нарушения.

В случае если нарушение выявлено, когда контракт уже заключен, и даже оплачен, поставщика могут обязать вернуть разницу, превышающую рыночную стоимость товара, работы или услуги. Признав такую разницу неосновательным обогащением, поскольку по мнению органов суда, переплату можно признать неосновательным обогащением, если встречное представление было неравноценным. То, что замечаний по объему и цене товара в момент приемки не высказывали, неважно.

Целью финансового контроля является защита публичных интересов по экономичному и эффективному расходу бюджетных средств. Это важнее действий сторон по подписанию актов приемки, соглашений.

Данные выводы поддержаны, в частности, определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2022 N 302-ЭС21-17055 по делу N А58-6426/2020, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.05.2023 N Ф04-1951/2023 по делу N А45-28354/2022, постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.05.2023 N Ф05-3997/2023 по делу N А41-40210/2022.

В качестве выхода из сложившейся ситуации рекомендуем расторжение контракта по обоюдному согласию сторон и проведение новой закупки с учетом исключения допущенных ошибок.

Автор: Светлана Попова

1 сентября 2023, 11:36
815
Теги: #НМЦК #Ценообразование

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.