Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Переход к малой ландшафтной урбанизации – Стратегия пространственного развития России до 2030 года

Переход к малой ландшафтной урбанизации – Стратегия пространственного развития России до 2030 года
Теги: #ВЭБ.РФ #Минэкономразвития

Обновленная «Стратегия пространственного развития России до 2030 года» строится на приоритетах технологического рывка и опирается на сетку макрорегионов. Это другой подход к территории и ресурсам страны. Более рациональный и менее зависимый от формальных ограничений, навязанных административными границами субъектов РФ.

Разбивка на экономические макрорегионы позволяет уйти от прокрустовых рамок бюджетной обеспеченности отдельно взятого субъекта. Дело в том, что само федеративное устройство вместе с экономической самостоятельностью каждой области, края или республики – подразумевает и зацикленность на собственную инфраструктуру, кадры, финансы…  Таким образом, субъект оказывается «вещью в себе», обособленным княжеством с квазигосударственным хозяйственным функционалом и замкнутой системой закупок. Это неправильно как с точки зрения нацбилдинга, так и с точки зрения экономической эффективности.

Мышление макрорегионами открывает массу новых возможностей: от объединения рынков до производственной и научной кооперации в закупках. Более крупная оргштатная структура позволит властям регионов заниматься долгосрочным стратегическим планированием (с опорой на ресурсы макрорегиона). А также применять новые долгосрочные инструменты закупок, такие как офсетные контракты, концессии, СПИКи и государственно-частное партнерство во всем его многообразии.

Работа над второй в истории страны Стратегией пространственного развития продолжалась в течение всего 2024 года при участии межведомственной группы, созданной Минэкономразвития РФ. В нее вошли представители всех профильных институтов.   

  • Предыдущая Стратегия на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р

Макрорегионы – это ядерная изюминка документа  стратегии. Кроме того, в документе появилась группа геостратегических территорий куда вошли: Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральные округа, АЗРФ – Арктическая зона РФ, Крым и Севастополь, Калининградский анклав, а также примыкающие к границам недружественных стран муниципалитеты.

Остросюжетная интрига касается вопросов урбанизации России. В новой Стратегии вся территория страны (а не только двадцатка концентрационных мегаполисов) расценивается как пространство для жизни и достижения национальных целей развития. Это важная политическая победа в логике государственной машины.

Скапливать население и ресурсы в крупнейших городах в угоду искусственно созданной конкуренции и экономического роста – это религиозная мечта и последовательная политика представителей финансового блока РФ, реализуемая с 1990-х годов. Город в такой модели выступает своеобразной финансовой пирамидой. Публичными апологетами гиперурбанизации выступают многие крупные российские политики. Самым последовательным адептом этой идее (с 2011 года) является  нынешняя глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. На последнем МЭФ в качестве ее сторонника заявил о себе мэр Москвы Сергей Собянин. Ранее в том же ключе высказывался президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков. В ту же копилку скандально запомнившийся призыв одного из топ-менеджеров Газпрома, прозвучавший в 2024 году. Руководитель  «Газпром инвест» призывал снять малые города с довольствия.

Как сообщают разработчики документа из Российской академии наук, в обновленной Стратегии прописан сценарий сбалансированного развития территории. Вместо крайностей гиперурбанизации или «размазывания» бюджета на всех через «сокращение территориальных различий» – ставка будет сделана на создание значительного числа точек роста по всей карте.

Во время презентации Стратегии на общем собрании Российской академии наук главный научный сотрудник ИНП РАН Ольга Кузнецова рассказала, что новый подход позволит смягчить территориальные диспропорции:

– Обновленная стратегия опирается на систему разноплановых опорных населенных пунктов. Все они различаются: по людности, специализации и перспективам развития, но должны занять свое место в развитии страны.

Вводится понятие «опорный населенный пункт» – это географическая точка приложения основных усилий по нацпроектам.

Также появится «Единый перечень опорных населенных пунктов». Своеобразная матрица и кристаллическая решетка, покрывающая все пространство России.

Виды опорных населенных пунктов:

  • наукограды;
  • н.п., где реализуются новые инвестпроекты, существенно влияющие на экономику прилегающей территории;
  • н.п., обеспечивающие национальную безопасность и обслуживающие критически важную инфраструктуру;
  • городские агломерации (с городами-ядрами от 250 тыс. чел.) и административные центры субъектов РФ;
  • центры предоставления услуг для прилегающих территорий на расстоянии 50 км от основного полиса (н.п. вне городских агломераций с численностью от 3 до 50 тыс. жителей.
  • н.п. с рисками ухудшения социально-экономической ситуации (моногорода).

С чем это можно сравнить? Если урбанизм прошлого века – это нагромождение людей и ресурсов в экономической пирамиде; то урбанистика будущего  – это город в распределенном реестре (сетка опорных н.п. с различающимся полезным функционалом, взаимодополняющих и усиливающих друг друга). В этой новой логике вся территория страны воспринимается как кристаллическая решетка – цельное пространство для развития, народосбережения и расселения нации.

В РАН подчеркивают, что идея опорных населенных пунктов потребует реформы устаревшего градостроительного законодательства. В действующих нормах априори заложена дискредитация сельских н.п. по отношению к н.п. «городского типа». Нет четкости в определениях, старые советские критерии отнесения населенных пунктов к сельским – не работают поскольку давно изменилась структура занятости и образ жизни. На территориях с низкой плотностью населения придется заниматься переосвоением пространства и малой урбанизацией, «засевом» новых н.п. То есть, созданием новой занятости. Сейчас в стратегии предполагается 2300 опорных точек притяжения. Но для России с ее гигантскими территориями нужно гораздо больше. А значит потребуется единая стратегия расселения, взаимоувязанная с вопросами демографии и деторождения.

Примерно с 2015 года государство начало показывать проблески разумного подхода в градостроительной политике. На смену самоубийственным и беспощадным условиям рыночного хаоса пришли сначала стандарты благоустройства, затем стандарты социального обеспечения городской территории.

А в прошлом году Комитет Госдумы по строительству и ЖКХ даже инициировал  введение наказания для регионов «за нереализацию градостроительного потенциала». Главный институт развития страны ВЭБ.РФ разработал новую цифровую систему пространственного моделирования для регионов.

Нужен переход к осмысленному пространственному развитию вместо ситуативно-рыночного. Проще говоря, человейники должны расти не там, где риелтор «унюхал» спрос, а там, где этот спрос и предложение формируется за счет умного госплана с разбивкой территории всего региона на сектора. Крайне правильно, что по задумке Правительства, занятость и социальное обеспечение играют в этих секторах приоритетную роль. Отнюдь не случайно, Президент страны практически в каждом своем послании подчеркивает, что достояние экономики – это человек, а главная цель экономической политики – это народосбережение.

При таких задачах неизбежно возникают разночтения в политике государственных ведомств.

Минфин и ЦБ РФ хотят, чтобы «русская пустыня» не поглощала бюджет, а Президент, Минэк, Минпромторг, Минсельхоз и Минобр, наоборот – намерены в эту пустыню побольше инвестировать.

Идея опорных пунктов (деревень опережающего развития) – нео-поселений со всеми бонусами большого города – это  не новость в мировой урбанистике. Такой путь развития выбрали растущие экономики: КНР, тигры Юго-Восточной Азии.

В последний раз в России серьезно занимались закладкой новых городов в прошлом веке, когда строили Саяно-Шушенскую ГЭС. С тех пор возможности государства на порядок выросли. В распоряжении есть все: от мобильных реакторов Росатома, которые можно перевозить на поезде(!), до цифровых систем пространственного проектирования: типа ГЕО.ВЭБ с нормированием занятости и социальной обеспеченности каждого квадратного километра на душу населения. Было бы желание и воля.

Автор: Андрей Троянский

14 декабря 2024, 23:52
184
Теги: #ВЭБ.РФ #Минэкономразвития
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.