223-Федеральный закон, которым пользуются в хозяйственной деятельности госкорпорации и компании с государственным участием, оставляет им известную долю свободы и вариативности в выборе методов закупок, способов их планирования, контроля за целесообразностью, ценовой устойчивостью и эффективностью исполнения контрактов.
Это очень важный практический опыт, который необходимо постоянно держать на карандаше для развития нормативной системы закупок (и не только в рамках 223-ФЗ). Эти ноу-хау обсудили в рамках специальной дискуссии XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» под названием «Корпоративные закупки: практика и перспективы».
Многие из этих наработок заслуживают масштабирования, в том числе на сектор государственных закупок.
Диляра Баширова, директор по закупкам ДОМ.РФ:
– Мы сталкиваемся с тем, что российские поставщики, даже обладая компетенциями по выпуску отечественной продукции ,не выходят на рынок закупок. Основной запрос от поставщиков – это долгосрочные правоотношения. Однако у заказчиков не достаточно развит институт планирования. На возможностях долгосрочного планирования негативно сказывается отсутствие прозрачного регулирования в ценообразовании. Предсказуемых последствий и полномочий по изменению цены (в том числе под влиянием рыночных факторов). Ценообразование российских производителей непублично. Мы не всегда понимаем, как складывается их ценник. Из-за санкций эта информация стала еще более закрытой.
В частности заслуживают внимания механизмы проверки контрагентов и подтверждения их квалификации; опыт заключения и исполнения «долгосрочных» договоров; практика применения аккредитивов и эскроу в сфере закупок.
Об этом рассказала Татьяна Сатюкова, старший управляющий директор – директор департамента торгового финансирования Сбербанка России.
Наталья Зейтениди, генеральный директор БФТ-Холдинг:
– На активное взаимодействие с корпоративным сектором мы вышли только после санкций 2022 года. Со стороны корпоративных заказчиков есть запрос в рамках трех технологических трендов. Это цифровая трансформация систем закупок, централизация и автоматизация закупочной деятельности, ЕНСИ нормализация номенклатуры.
Олег Мельников первый Вице-Президент, АО Газпромбанк презентовал очень полезный инструмент для заказчиков, реализованный в услуге банковского сопровождения для контроля целевого использования средств, на реализацию проекта. Механизм состоит из двух базовых сервисов. 1)«Интерактивная отчетность» позволяет контролировать огромное количество параметров исполняемого договора, контролировать все риски с точки зрения финансовой дисциплины. 2) В свою очередь, специальный сервис «Риски бизнеса» просвечивает всю кооперацию контрагентов вплоть до последнего исполнителя.
Одна из интереснейших тем, которую подняли участники дискуссии – это возможности унификации корпоративных реестров надежных поставщиков.
Примечательно, что крупные корпоративные заказчики при анализе контрагентов выходят далеко за рамки информации, которая обычно указывается в ЕИС. Фактуру таких данных могут составлять не только данные о проверке контрагентов. Их можно синтезировать из сторонних источников: Судебные решения, лицензии, разрешения, сведения об опыте исполнителя, данные технического аудита, данные субподрядных организаций, которые уже работали с контрагентом; индексы деловой репутации. Косвенно о поставщике свидетельствует: портфель проектов, задействованный персонал, данные претензионной работы.
С инициативой по объединению таких баз данных о поставщике на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» выступил Союз закупщиков России. – Крупные заказчики, понимают, что объединение усилий в данном направлении – это снижение их издержек, – считает генеральный директор Союза закупщиков Павел Тихомиров. – Это путь к повышению вероятности исполнения контракта, снижение рисков неисполнения.
Отдельная история касается цифровых экосистем управления закупками и бережливым производством, которые внедряют крупнейшие госкорпорации страны. Наибольшего эффекта добился на этом поприще Росатом, внедряющий две передовых цифровых системы управления закупками и управления качеством «Бриф» и «Логос».
Ряд корпоративных заказчиков, по факту, активно применяет на своих цифровых закупочных платформах и в своих методиках хорошо забытый, но от этого не ставший бесполезным, инструмент запроса предложений. Под рукой всегда есть пул поставщиков, способных предложить продукцию с заранее известными характеристиками и стандартами качества, по прогнозируемой цене.
В ходе дискуссии поднималась острая тема пересмотра приоритетов ценового снижения в закупках в пользу других критериев эффективности. Успешный опыт корпоративных заказчиков по 223-ФЗ доказывает, что такая точка зрения вполне имеет право на существования.
Так, благодаря современным цифровым аналитическим сервисам некоторые заказчики, в том числе региональные, работающие по 223-ФЗ (Москва и МО) достигли такого уровня, что при расчете НМЦК точно попадают в рынок. На их основании в корпоративном сегменте даже внедряется практика заключения контрактов по расчетной цене.
В Московской области единый подход к корпоративным закупкам. Применяется типовое положение и стандартизированная документация «Умный договор».
Также компании с государственным участием поделились на Форуме такими ноу-хау как сервисы для оптимизации и автоматизации формирования технических заданий и технической документации к продукции. Это следующая ступень развития, опыт, который остро востребован в промышленном госзаказе.
Комментариев пока нет