Традиционно, одна из самых содержательных тем юбилейного XX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» посвящена закупочным практикам заказчиков по 223 Федеральному закону.
Это менее зарегулированная и более гибкая сфера экономических отношений, чем государственный заказ, правила игры здесь определяют сами заказчики в своем положении о закупках. Поэтому здесь зачастую рождаются эффективные форматы взаимодействия заказчика с поставщиком, методики развития более чувствительные к конъюнктуре рынка, основанные на реальных вызовах экономики. Этим объясняется название экспертной дискуссии «Корпоративные закупки как драйвер инновационного развития».
Спикеры дискуссии отметили, что в отличие от корпоративного заказа, государственный оставляет меньшее пространство для производственной кооперации. Его нормативная составляющая сосредоточена на процедурных моментах торгов, обеспечении конкуренции и ценовых факторах закупки. Впрочем, осуществлять закупки по 223-ФЗ могут не только корпоративные заказчики. Все чаще к этой практике через централизацию полномочий и единое положение о закупках прибегают регионы. Эта практика позволяет им значительно эффективнее выстраивать хозяйственные отношения унитарных предприятий, подведомственных социальных учреждений и даже добиваться успеха в наукоемких закупках.
Степан Цуканов, заместитель начальника Главного контрольного управления города Москвы – начальник Управления контроля в сфере закупок:
– Закупки – это один из инструментов поддержки производителя, тем более инновационной продукции. Ничего не мешает закупать ее по 223-ФЗ. Но чтобы инструмент закупки работал во благо развития высокотехнологичного производства, необходимо регуляторно защитить заказчика. Чтобы к нему не возникало вопросов наподобие: «почему он купил именно это, если мог дешевле»?.
В 2025 году поиск инноваций в корпоративном секторе принес экспертам Академии Контрактных Отношений ряд полезных открытий. Некоторые методики заказчиков по 223-ФЗ могут быть использованы для достижения целей национальных проектов технологического лидерства (НПТЛ). Такой моделью форсированного внедрения инноваций и реализации наукоемких проектов являются: договор «на поставку будущей вещи», возможность создания доверенного круга поставщиков первого и второго ряда, возможность предъявлять к закупке жесткую систему фильтров в соответствии с техническими требованиями заказчика.
Роман Неуступкин, директор департамента по работе с ФОИВ и государственными компаниями АНО «Инновационный инжиниринговый центр» (группа Иннопрактика):
– В 223-ФЗ наибольший объем инноваций и закупок. Так или иначе закупки глубоко погружены в создание инновационного продукта и нам необходимо выстроить модель закупок таким образом, чтобы она не мешала, а наоборот помогала встраивать инновации, поддерживать новые разработки отечественных компаний, чтобы достичь технологического суверенитета. При этом инновации в таких отраслях, как авиастроение, добыча редкоземельных металлов, создание новых материалов и технологий — это сложная технологическая история, которой занимается одна компания или группа компаний, являясь разработчиком-производителем. То есть у нас в стране так или иначе появляются монополии. Вопрос: как обеспечить их развитие и создать условия для того, чтобы появились продукты мирового уровня.
Крупнейшие заказчики корпоративного сектора ГК «Ростех» и ПАО «Ростелеком» рассказали, как пользуются договорами на поставку будущей вещи в своих стратегиях развития. Существенную поддержку в обеспечении закупок такого рода оказывает институт развития «Корпорация «МСП» через собственную систему поручительств для инновационных предприятий.
Татьяна Карасева, вице-президент, директор по закупкам ПАО «Ростелеком»:
– 223-ФЗ лучше не регулировать, потому что этот закон и так работает. В частности, нам ничего не мешает заключать офсетные контракты». У нас порядка 450 категорийных стратегий и порядка 50 номенклатур, которых в принципе нет. Это тяжелое сетевое оборудование.
Павел Круглов, заместитель директора по маркетингу и продажам ГК «Геоскан»:
– Нашими заказчиками, так или иначе, с учетом существующей экономической ситуации, являются либо федеральный региональные органы исполнительной власти, либо государственные корпорации. Нам бы хотелось иметь гарантированный спрос.
Наталья Коротченкова статс-секретарь – заместитель генерального директора, член правления АО «Корпорация «МСП»:
– Нам удалось заключить 17 офсетных договоров с малыми технологичными компаниями. И это была «ручная сборка»: очень сложное формирование цены после отбора из большого пула компаний. Но эти компании гарантировали себе долгосрочный спрос при минимальных нижних границах объема инвестиций.
Диляра Баширова, директор по закупкам АО ДОМ.РФ, вице-президент АО Банк ДОМ.РФ:
– Нам требуется скорое внедрение инноваций, времени на раздумья все меньше, и для этого нужно решить три проблемы. Первая – кооперация спроса. Вторая – защита заказчика, он не будет принимать быстрые решения, не чувствуя себя в безопасности. Для закупок инновационной продукции требуется особый статус, дающий «право на ошибку». И третья проблема – непрозрачная цена инновационного продукта. Его уникальность означает, что поставщик – единственный. Государство должно выращивать конкуренцию, заплатит за нее заказчик. Он должен быть очень аккуратен, и ментально многие еще не готовы внедрять инновации.
Комментариев пока нет