XX Юбилейный Форум-выставка ГОСЗАКАЗ 23-25 апреля 2025 года
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Чтобы каждая копейка достигла нужного бюджетного эффекта: тенденции контрольно-надзорной деятельности

Чтобы каждая копейка достигла нужного бюджетного эффекта: тенденции контрольно-надзорной деятельности
Теги: #Счетная палата

Благодаря цифровизации и доступу к большим данным государственный аудит и контроль переросли потолок своих возможностей. Сегодня сфера контроля обладает колоссальным ресурсом целеполагания и нормирования. Контроль становится частью управления.

  • Это одна из тем предстоящего XX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который пройдет в Санкт-Петербурге 23-25 апреля. Достижения России на этом поприще будут представлены в разделе Деловой программы форума, под грифом «Цифровое лидерство». Контрольно-счетные органы представят свои рекомендации по развитию национальной экономики. Качественно новые возможности эффективного управления появились благодаря эволюции технических сервисов Казначейства России – контролера бюджетных потоков в стране.

За последнее десятилетие практически преодолена такая болезнь как нецелевое использование бюджетных средств. Число таких нарушений кратно уменьшилось. Во многом эффекта удалось достичь через цифровизацию госуправления, финансовый контроль и аудит.

Произошла консолидация информационных ресурсов Минфина, Федерального казначейства, Счетной палаты. Создано единое информационное пространство, которое соединяет все данные контрольно-ревизионных и аудиторских мероприятий, органами субъектов и муниципалитетов, главным органом правительственного контроля в лице Казначейства России. Исчезло задвоение и проверок, они стали системными. Межведомственными усилиями проведена синхронизация классификатора нарушений. Все это позволило перейти к методам превентивной профилактики, к устранению причин нарушений, вместо борьбы с симптомами.

Роман Артюхин, руководитель Федерального казначейства России.

– Мы являемся органом правительственного контроля. Мы не так слышны и заметны как Счетная палата, и это правильно. Потребителем наших сведений и аналитики является Правительство РФ. Очень важно взаимное дополнение внешнего и внутреннего контроля. Мы являемся внутренними аудиторами.

По словам Романа Артюхина, Счетная палата задает своеобразную дорожную карту для контрольных мероприятий Казначейства: обозначает уязвимые направления в экономике, которым требуется особый фокус и детализация (например, рост дебиторской и кредитной задолженности, низкая эффективность расходов по отдельным направлениям). Казначейство отрабатывает по таким рискоемким отметкам. В следующий бюджетный цикл вся система госуправления обязана отреагировать на эти сигналы. Объектами контроля при этом являются не только субъекты РФ, но и госкомпании, любые получатели субсидий и авансов. У каждого из этих субъектов есть система внутреннего контроля. Таким образом, отработка сигнала от Счетной палаты запускает длинную цепочку взаимодействий по всем хозяйствующим субъектам.

– Сложился механизм постоянной обратной связи: когда Счетная палата, образно выражаясь, с высоты птичьего полета фиксирует глобальные изменения в системе. Для нас, как для исполнительного органа власти это становится руководством к действию.

Далее вступают в силу рабочие надзорные регламенты Казначейства. На рабочей группе утверждается механизм планирования проверок.

Алексей Лавров, заместитель Министра финансов РФ:

– Может ли система госуправления не меняться? Не может. Даже чтобы оставаться на месте, нужно бежать вперед, а чтобы развиваться – надо это делать вдвойне быстрее. В Российской Федерации реализовано на данный момент наиболее эффективная, прозрачная и продуманная система программно-целевого управления. Сегодня многие развитые страны, познакомившись с нашей системой, признали бы, что она опережает время.

По словам Лаврова, сейчас российская система программно-целевого управления, на информационной базе Казначейства охватывает всю экономику: от национальных проектов и целеполагания до мониторинга в режиме онлайн расходования средств вместе с достижением конкретных результатов, контрольных точек. Самая интересная часть экономики – соответствие затраченных ресурсов поставленной цели.

Также Алексей Лавров подчеркнул, что контрольно-счетный орган является неотъемлемым и обязательным атрибутом любого публичного правового образования в РФ (даже для муниципального образования поселенческого уровня). Финансовый орган плюс контрольный. Это основополагающее правило национальной архитектуры управления. Вопрос лишь в качестве их взаимодействия: избегать дублирования, активнее использовать сформированную цифровую среду. По словам Лаврова, литературная фраза «К нам едет ревизор» потеряла свою актуальность. Никакой ревизор никуда уже не ездит, он всегда рядом и все видит.

– Контроль из дискретного становится постоянным, непрерывным, – объясняет Алексей Лавров. – Он стал основной частью общего процесса управления, неотъемлемой и встроенной. Никакого теперь нет предварительного контроля, текущего и последующего. Все это давным-давно устарело. Есть контроль, встроенный в каждый этап любого управленческого решения.  

Очень важной особенностью новой контрольной среды является гибкость и функция сопровождения: установка «не мешать объекту контроля». Контролер – это лучший помощник руководителя. Государство культивирует такую систему, в которой он предупреждает о вероятных нарушениях. Исходя из этих установок, меняются и критерии эффективности органов контроля. Если прежде была палочная система (эффективность измерялась количеством найденных нарушений и выписанных штрафов), то теперь от органа контроля требуется выстроить такую систему, в которой сами объекты контроля заинтересованы в том, чтобы избегать нарушений. Эту логику можно сравнить с переводом контроля за соблюдением правил дорожного движения в автоматизированный формат, когда полностью изменилась среда и мотивация участников. Примерно то же самое происходит и в сфере контроля за экономическими процессами.

Одна из установок современно контролера в цифровой среде – думать на два шага вперед: как его действия повлияют на последующую деятельность объектов контроля.

Недостаточно проработанным  вопросом остается разграничение полномочий и сфер ответственности контролеров. Но эти вопросы решаются (через классификаторы нарушений, согласованных планов проверок, взаимное признание проверок различных ведомств). Развивается экспертно-аналитический функционал Федерального казначейства, которого изначально не предполагалось, но который оказался весьма уместным в связи с закупками и электронным бюджетом.

– Мы разрабатываем новый подход к контрольному мониторингу. Это аналог налогового мониторинга: когда все действия находятся под надзором «внешнего консультанта», подсказывающего, что можно и что нельзя делать, – рассказал Алексей Лавров.

Одним из перспективных вопросов, к которому национальная система контроля только подобралась и до которого доросла – является планирование. В России культура планирования оказалась деформированной и утраченной в связи с резкими историческими поворотами в жизни страны.

Зачастую ошибки, дефекты, провал поставленных показателей  – это результат некачественного планирования, а не злого умысла. Возможно показатели не верно ставились. Задача контрольной системы в будущем – помогать планировать и нормировать процессы. Это предмет взаимодействия со Счетной палатой, которая априори превращается в компетентный национальный институт планирования. В каждом проекте процессы должны вести к нужному результату. По сути, это задача макроэкономического уровня, которая не под силу отдельному хозяйствующему субъекту. Что считать эффективным или не эффективным расходованием средств?

Одной из слабых сторон остается контроль за исполнением рекомендаций Счетной палаты. Формально они берутся в работу различными государственными ведомствами. Однако за их неисполнение не предусмотрено никакой дисциплинарной ответственности.

Справка

  • За 2024 год Казначейству России удалось сэкономить 400 млрд рублей бюджетных средств только за счет анализа финансово-экономических обоснований.

Автор: Андрей Троянский

27 февраля 2025, 23:32
396
Теги: #Счетная палата
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.