Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Малые данные российского происхождения

Чтоб добиться замещения импортной компонентной базы на отечественную – обе сначала нужно идентифицировать
Малые данные российского происхождения
Теги: #Импортозамещение #Минпромторг #происхождение товара

Углублением и конкретизацией федеральных каталогов отечественной продукции должны заниматься отраслевые консорциумы национальных производителей. На сегодняшний день, в стране созданы и функционируют Реестр российской промышленной продукции, Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, Реестр отечественного программного обеспечения. Есть также региональные и коммерческие сервисы импортозамещения. Такую опцию предлагают некоторые маркетплейсы.

К Реестрам импортозамещения сводятся все государственные льготы и преференции национального режима в закупках.  У каждого из федеральных реестров есть благородная историческая миссия поддержки отечественных производителей. Однако практика показывает, что реестрам нужна дальнейшая детализация по компонентной базе, по актуальным производственным мощностям, по логистике, по качественным параметрам изделий, по наличию сертификатов и технических данных, по возможностям сервисного обслуживания и т.д.

Хорошим примером подобной детализации является пока еще сырой, но вполне заряженный на производственные цели каталог импортозамещающих товаров для стройки, запущенный в этом году. Он формируется при поддержке национального консорциума строительных компаний НОСТРОЙ. У этого документа есть понятные практические задачи:

1) Дать срочную замену импорту по вменяемой цене (чтобы подрядчик не ушел в минус на финише с учетом инфляции, логистики).
2) Вычислить наличие реальных производственных мощностей для обеспечения конкретного заказа в конкретном объеме.
3) Поддержать своих производителей.
4) Устранить издержки в виде посредников-перекупщиков.

Не только в стройке, но в и любой производящей отрасли сегодня востребован не просто абстрактный список конечной продукции с наклейкой «сделано в России», а документ, который вместе с номенклатурой изделий отвечал бы насущным интересам заказчика и поставщика.

Поскреби российское

Нормативная система закупок пока не научилась на достаточную глубину различать компоненты и технологии в составе конечной продукции. По мере развития Государственной информационной системы промышленности (ГИСП)  эта задача будет решаться естественным путем. Однако этот путь слишком долгий, а времени на раскачку нет.

Чтобы наладить сбор и анализ данных о комплектующих, требуются легальные основания. Правительству удалось регламентировать данные о составе продуктов питания. Но с «составом» оборудования и машин дело обстоит гораздо сложнее.

Какие нормативные документы дают государству право разбираться в компонентах и комплектующих? На каком основании вникать в технологические процессы производителей?

След ведет к «планам импортозамещения», которые подготовлены Минпромторгом по каждой отрасли (с учетом обратной связи от производителей). В этих планах, помимо определения конечной продукции, обладающей критической важностью для технологического суверенитета, указаны и конкретные шаги с привязкой к срокам. Планы увязаны с постепенным отказом от импортной компонентной базы и технологий. Важно, что планы скоординированы с действующими формам бюджетной и льготной поддержки. То есть, они взяты не с потолка, по ним предусмотрено финансовое обеспечение.  К тому же Минпромторг, руководствуясь данными о реальных возможностях наших предприятий, намерен постепенно повышать стимулы для производителей комплектующих через балльную систему.

Как, например это недавно случилось в автомобилестроении. На днях озвучены планы ужесточения требований к локализации автомобильной электроники. Это мотивирует как производителей отечественной компонентной базы, так и сборочные производства иностранной автотехники на территории РФ к участию в процессе. Минпромторг предлагает на два года повысить число начисляемых баллов локализации за уже выполняемые операции по сборке блоков управления двигателей, а с 2026 года — резко сократить, если не будут использованы отечественные компоненты. Баллы автоконцернам нужны для возврата утильсбора.

В рамках 719 постановления глубина российского происхождения продукции измеряется степенью локализации и балльной системой. (ПП № 719 закрепляет статус «российский товар» и «российский производитель»).

Таким образом, в настоящий момент «дефрагментация объекта закупки» на компоненты возможна только в теории. На практике, это очень сложная задача.  И для государственного контролера, и для заказчика, поставившего себе целью получить максимально отечественную конечную продукцию.

Есть масса рыночных нюансов, связанных с комплектующими, уникальных для каждой отрасли, и (спецмаш, автопром, энергетика…). Поэтому невозможно привести все данные о комплектующих в закупочной системе страны к какому-то общему знаменателю. Собрать и проверить все эти данные по отраслям силами одного министерства очень трудно. Вполне логично передать функцию анализа этой информации тем, кто напрямую заинтересован в льготах и потенциальном рынке сбыта – консорциумам.

Возвращаясь к теме консорциумной аналитики по компонентам в закупках, имеет смысл процитировать представителя  новой отрасли. Из недавнего интервью РИА Новостям, председатель правления консорциума робототехники и систем интеллектуального управления, исполнительный директор НПО “Андроидная техника” Евгений Дудоров:

– Ускорить процесс импортозамещения по «чувствительным» технологиям – тот путь, на реализацию которого по оценкам аналитиков требуется 10 лет, мы должны пройти гораздо быстрее, за четыре-пять лет, не больше. В этой связи нам крайне важно оперативно запустить производства, основанные на наших собственных технологиях. <…>Важно отметить, что в состав нашего консорциума входят исключительно российские производители и разработчики – мы сознательно не принимаем вендоров, то есть те компании, которые просто закупают технологии за рубежом и внедряют их в России.

Право, а не обязанность

Проблема также в низкой заинтересованности некоторых производителей размещать свою продукцию в каталоге ГИСП и действовать в рамках 719 постановления. Это процесс добровольный и бесплатный, при этом требующий немалого профессионализма и мотивации.

В стране достаточно много компаний промышленного бизнеса, которые прямо не связаны с государственными деньгами. Для поставщиков, уже вовлеченных в устойчивые заказы корпораций или работающих на коммерческом рынке, попадание в реестр и получение соответствующего статуса не представляет большого интереса. Когда производителем уже используется отечественная компонентная база, то он не стремится публиковать данные о комплектующих, получать разрешения или регистрировать их в системе.

Министерство промышленности и торговли различными льготными механизмами пытается мотивировать предприятия к работе с Реестром, в том числе через внесение соответствующих критериев в KPI регионов.

Нашумевшая история с начислением баллов за несущественные технологические операции, подвигла министерство к ужесточению контроля за этим технологическими процессами.

В ближайшее время у честных российских производителей появится аппарат защиты своих прав в том случае, если например конкурент вместо заявленного конечного изделия, под российской маркой поставляет отверточную сборку из китайских комплектующих. Такие случаи не редкость во всех отраслях. К сожалению, у Минпромторга нет полномочий проверять конкретные партии продукции, поставляемые потребителю на содержание отечественных деталей. Однако, в рамках 719 постановления появится возможность инициировать плановую или внеплановую проверку по такого рода нарушениям по обращению.

Кроме того, как сообщил Цифровым Закупкам источник в Министерстве промышленности и торговли, в ближайшее время в России появится реестр недобросовестных компаний, у которых отозвали заключение. Это станет ощутимым фактором не только для имиджа нарушителя, но и для его бизнес-процессов (поскольку посредством 719 постановления реализуется доступ к государственным субсидиям и закупкам. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму и с большой долей вероятности скоро будет принят.

Автор: Андрей Троянский

10 октября 2023, 23:41
448
Теги: #Импортозамещение #Минпромторг #происхождение товара
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.