На XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» были подняты базовые вопросы экономической интеграции, которые касаются сближения закупочных механизмов двух стран.
С белорусской стороны вопросами «достройки» и корректировки законодательства, а также ручным устранением технических разночтений занимается единая уполномоченная структура ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».
Для российских участников закупок структура с подобным функционалом, возможно, выглядит непривычно, тем более, если она находится в подчинении внешнеполитическому ведомству.
«Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» является оператором информационной системы сопровождения госзакупок (ГИАС). Очень тесно взаимодействует с Министерством антимонопольного регулирования и Торговли РБ. Плюс, является оператором одной из двух ЭТП, на которых проводятся электронные процедуры государственных закупок. Также в его подчинении отдельная система тендеров, в которой размещаются закупки за счет собственных средств госпредприятий (это аналог российских закупок по 223-ФЗ). Наконец, в структуру организации входит удостоверяющий центр, который занят выпуском электронных сертификатов цифровой подписи.
До конца ли решен вопрос с взаимным признанием электронных подписей и удостоверяющих центров?
На этот вопрос в ходе презентации ответила Наталья Тышкевич, заместитель директора ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» Министерства иностранных дел Республики Беларусь
– Договор подписан, его ратификация обсуждению не подлежит. Уже разработаны планы технической реализации этого проекта. Но проблема заключается в непростой процедуре, взаимного признания при помощи доверенной третьей стороны (так называемой ДТС) – образцы этой технологии еще не масштабированы и мало используются в практике трансграничного взаимодействия. Для того, чтобы технически реализовать данное соглашение по тем планам, которые сейчас разработаны, потребуется еще 1,5 -2 года. План, согласованный между сторонами, в текущем виде уже предполагает сроки до середины 2025 года.
Почему невозможно двигаться быстрее?
По словам Натальи Тышкевич, в первую очередь из-за высоких требований безопасности (каналы связи, закупка специального оборудования и специального программного обеспечения, передача их российской стороной белорусской стороне, согласование различных технических условий на разработку и доработку ПО, выбор пилотного проекта одной из федеральных торговых площадок, с которой будет отрабатываться межгосударственное взаимодействия). Поэтому сроки в полтора-два года, по мнению эксперта, являются обоснованными. Однако вышеописанная технология является не единственно возможной.
Как рассказала Наталья Тышкевич, у двух стран уже имеется опыт взаимного признания электронной цифровой подписи по другой методике. Которая стала невозможной в силу технических ограничений, но может быть полезной для иных видов закупок.
При этом она подчеркнула, что взаимодействие между Республикой Беларусь и Российской Федерацией достаточно глубокое и качественное по сравнению с другими странами ЕАЭС (где, по факту, взаимное признание ЭЦП не работает, хотя договоренностям в этой сфере уже много лет).
– Еще в 2010 году мы реализовали механизм упрощенного взаимного признания ЭЦП. Но, к сожалению, мы его можем использовать только в формате взаимодействия с электронными торговыми площадками. Когда в РФ появилась ЕИС в сфере закупок, то вступили в силу определенные правила, установленные 63-ФЗ, которые запрещают внедрять зарубежную криптографию. На этом моменте мы и споткнулись, – пояснила Наталья Тышкевич. – В течение нескольких лет (начиная с 2012 года) была достаточно продолжительная успешная история взаимного участия в электронных закупках двух стран. С предъявлением новых требований к криптографии начались объективные сложности: белорусская подпись уже не работает в ЕИС. В РФ значительный процент функционала для поставщиков переносится с электронных площадок в сферу ЕИС. В Белоруссии система устроена технически иначе, поэтому для российских компаний нет проблем с участием в белорусских электронных закупках.
Сложности с адаптацией к электронному актированию на белорусской стороне имеют те же основания. Сейчас этой проблеме нашли временное решение методом исключения для белорусских заказчиков. (Электронный акт можно было сформировать и подписать участнику, исполнившему госконтракт только в ЕИС. Белорусский контрагент не мог это сделать и, соответственно, не мог по итогу получить свои деньги за уже исполненные обязательства перед российским заказчиком).
Как один из технических методов решения на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» предложили «откатить» систему до предыдущей версии (когда электронное актирование осуществлялось на электронных площадках РФ).
Помимо того, что «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» РБ является оператором почти всех электронных систем, связанных с регулируемыми закупками, – он также является главным национальным институтом поддержки экспорта.
– При наложении этих двух направлений и возникает наш профессиональный интерес к интеграции в рамках Союзного государства: к разбору тех барьеров, которые возникают у белорусских предприятий при участии в российских закупках, – объяснила Наталья Тышкевич. –Так как мы постоянно сопровождаем наших поставщиков, мы выявили определенные нюансы, связанные с цифровизацией. Это правильный тренд и мы должны ему следовать.
При этом, эксперт призывает учитывать, что разные государственные системы движутся по треку цифровизации с разной скоростью. Второй важный момент касается разной логики принятия технических решений (у российской ЕИС в сфере закупок и у белорусской ГИАС есть разночтения).
– У нас весь функционал находится на электронных торговых площадках, а информация просто передается в информационную систему, где она подвергается аналитике, раздается контролирующим госорганам. Поэтому проблем с участием российских предприятий с российскими электронными подписями на белорусской стороне не возникает. Существующего механизма вполне достаточно для того, чтобы работать. В Российской Федерации пошли по другому пути, что вызывает определенные проблемы для белорусских поставщиков.
По словам Натальи Тышкевич, уполномоченный госорган, который занимается стратегическими задачами цифровизации закупок, может упускать из вида цели экономической интеграции. Поэтому, когда принимается какая-то норма, этот орган может не видеть в ней барьера для участия дружественных соседей в закупках.
Являясь одновременно оператором и разработчиком функционала системы закупок РБ, общаясь напрямую с российскими ЭТП, мы можем быстро классифицировать проблемы, возникающие у участников. Где-то их можно решить нормативными корректировками, а где-то на уровне технических доработок системы.
Учитывая данный опыт, белорусская сторона предложила создать Рабочую группу из уполномоченных органов закупок, операторов ЭТП и регуляторов государственных электронных систем закупок в рамках ЕАЭС на пять государств. Как рассказала Наталья Тышкевич, эта идея получила поддержку от всех сторон, кроме Минфина России, который выразил сомнения в эффективности подобного решения.
– Возможно, есть смысл создать такую группу на площадке Союзного государства, – предложила Наталья Тышкевич.
На XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» данное предложение получило всеобщее профессиональное одобрение и, по итогам Форума, было выдвинуто депутатом союзного парламента, заместителем председателя Комитета Госдумы по защите конкуренции Антоном Гетта.
Сегодня значительная доля интеграционного взаимодействия в закупках двух стран осуществляется «в ручном режиме».
– Ручной режим это хорошо, но нужны инструменты, которые позволят систематизировать и автоматизировать решение вопросов. На наш взгляд, целесообразным является создание рабочей группы, которая будет разбираться не только в возникших проблемах, но и работать на их упреждение.
А ведь кроме взаимного признания банковских гарантий и электронных подписей, есть еще огромный пласт неуравновешенной регуляторики закупок. Например, связанный с верификацией в различных национальных базах данных; с различными квалификационными требованиями к участникам закупок; согласованностью сведений в реестрах. Его можно решать как путем объединения реестров, так и путем оперативного обмена информацией.
О наднациональном регулировании 223-ФЗ
– В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), мы уже давно пришли к пониманию, что формально запретов на участие белорусских резидентов в закупках по 223-ФЗ не существует. Однако для корпоративных закупок нет наднационального рамочного документа (аналогичного Договору о ЕАЭС с его протоколом по госзакупкам), – сообщила Наталья Тышкевич. – Нет госорганов, которые бы отвечали за движение данного процесса. Понятно, что у каждой корпорации есть свои частные интересы, однако мы не видим и какого-то критического сопротивления со стороны российских предприятий. Просто возникает впечатление хаотичного подхода. Если у российского заказчика по 223-ФЗ возникает потребность получить белорусского поставщика в закупке для удовлетворения конкретных нужд, он всегда находит способ дать возможность поучаствовать в процедуре.
Поэтому «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» РБ поддерживает идею – на уровне специального нормативного акта закрепить возможность взаимного участия и взаимного признания электронных подписей в закупках госкорпораций. Чтобы такая практика стала системной.
Комментариев пока нет