Инструмент концессии позволяет практически полностью закрыть потребность регионов России в объектах комплексного развития территорий (КРТ).
Объекты ЖКХ, социальной, досуговой спортивной инфраструктуры, гидротехнические сооружения и даже парковки могут создаваться в рамках концессионных соглашений. Если эти обязательства изначально прописаны в соглашении о комплексном развитии территорий, то значит они могут быть отражены и в рамках концессионного соглашения. А это уже дорога с двусторонним движением, где можно договориться о распределении обязанностей и финансовой нагрузки.
Все то же самое главные распорядители бюджетных средств, конечно, могут закупать и стандартным способом по 44 Федеральному закону. Но концессия выглядит более рациональным решением. Эта модель лучше защищена от коррупционных факторов при определении начальной цены и при исполнении контрактов.
Механизм распределенной ответственности для всех участников концессии не позволяет никому относиться к бюджету проекта как к дармовым государственным деньгам.
В России никак не зарегулированы субподрядные отношения, что превращает эту область в стабильную зону издержек и многочисленных нарушений. В концессии эта проблема решается автоматически: исполнитель материально заинтересован в надежной кооперационной цепочке, поэтому сам ее выстраивает максимально эффективным для общего дела способом (без производственных перерасходов, перепробегов и потерь на этапе реализации). Зачастую концессионер сам же и является эксплуатантом возводимого объекта, поэтому его финансовое благополучия зависит от его надлежащего качества стоимости обслуживания.
Идею развития концессий и ГЧП в сфере создания городской инфраструктуры сегодня поддерживают крупнейшие экономические институты страны. Активными сторонниками концессионной урбанизации выступают Сбер, Правительство Москвы, Правительство Московской области, Ханты-Мансийского автономного округа.
Идея в том, чтобы комплексное развитие территорий (КРТ) работало в паре с концессией. Для этого требуется принять две нормы:
1) Принять/внести изменения в НПА региона для синхронизации проектов КРТ и Концессий.
2) Утвердить типовую документацию для соглашений КРТ и концессий (государственно-частного партнерства).
В рамках комплексного развития территорий сделано очень много послаблений для застройщиков (по определению статуса земли, градостроительных регламентов, упрощенная процедура генплана). А в рамках концессии есть инструменты, упрощающие финансирование: распределение финансовой нагрузки, рассрочка платежей на создание объектов.
Концепция связанных сделок КРТ-ГЧП
Согласно этой концепции заключение соглашения о КРТ должно происходить с отлагательным условием о заключении концессионного соглашения. Одновременно частная сторона (либо застройщик, либо аффилированная структура) может подать заявку в рамках частной концессионной инициативы (это тоже законодательством предусмотрено) на заключение концессионного соглашения в отношении объектов инфраструктуры.
Правовой механизм синхронизации КРТ и ГЧП подразумевает внесение поправок об отлагательных условиях заключения концессии (ст.157 ГК РФ). А также условий о распределении объема финансового участия публичной стороны и девелопера по созданию объекта инфраструктуры (ст.10 115-ФЗ).
Концессия – это сложный и настраиваемый инструмент. Поэтому бессмысленно рассчитывать на то, что они начнут расти как грибы, повинуясь только законам рыночного спроса и предложения. Этот механизм нуждается в организации. В столице этим занимается специальный уполномоченный институт «Городское агентство управления инвестициями». Москва идет навстречу любым конструктивным идеям развития городской экономики, помогает найти оптимальную конфигурацию государственно-частного партнерства под каждый конкретный случай, чтобы каждый участник концессии получил свою окупаемость, а город нужный объект инфраструктуры.
Андрей Балук, директор ГБУ «Городское агентство управления инвестициями»:
– Базовый принцип следующий. Каждая из заинтересованных сторон должна получить определенную выгоду, то есть государство должно получить объект, не привлекая, не отвлекая бюджетные средства, либо отвлекая их на каком-то минимальном уровне. Инвестор – коммерческую прибыль, а житель, для которого, собственно, эти объекты создаются, –полноценный объект инфраструктуры. Опять же, формы финансового участия разные: есть капитальный грант, который инвестор может потратить на создание объекта, есть механизм платы-концедента, это когда мы договариваемся о некой фиксированной выплате в рамках реализации этого проекта для покрытия затрат на создание и на эксплуатационные расходы, есть механизм минимально гарантированного дохода. Когда мы, город условно дает гарантию получения определенного дохода в проекте.
По данным Агентства, сейчас в Москве на инвестиционной стадии по концессии находятся три предприятия коммунального хозяйства: это два завода по сушке илового осадка и один завод по удалению из возвратных потоков соединений азота и фосфора. Также запланировано несколько проектов в сфере гостиничных услуг.
Северная столица не отстает от Москвы. В портфеле Санкт-Петербурга в настоящий момент на разных стадиях реализации находятся 16 концессий и три соглашения о государственно-частном партнерстве на общую сумму инвестиций более 850 млрд рублей.
Срок возврата инвестиций в концессионных сделках для городской экономики рассчитан на период от пяти лет и выше. Проверяющие органы воспринимают концессию именно как замену госконтракту. В этой связи важным является устойчивое финансовое обеспечение, менее зависимое от инфляции и других внешних факторов, чем обеспечение, которые предоставляют обычные коммерческие банки. Поэтому критически важно, участие в истории ВЭБ.РФ и Сбера. Последний на рынке государственно-частного партнерства де факто выполняет роль института развития.
По поручению Президента РФ, началась интеграция экспертизы ВЭБ в механизм концессий. Участие института развития поможет регионам принимать сбалансированные бюджетные решения по заключению концессионных соглашений.
В связи с удорожанием заемных средств под высокой ключевой ставкой и достаточно высокой строительной инфляцией, предлагаются и другие здравые решения. В частности, в РСПП предлагают подумать над формированием бюджетного инфраструктурного фонда, который «за счет переходящих остатков обеспечит бесперебойное финансирование» концессий и проектов ГЧП.
Интересно, что ВЭБом концессия рассматривается как инструмент развития так называемых «опорных» населенных пунктов (термин из новой Стратегии пространственного развития РФ). Поставлена задача увеличить качество жизни в таких н.п. на 30% к 2030 году и на 60% к 2036 году.
ВЭБом разработан специальный алгоритм – комплексный подход к привлечению частных инвестиций в проекты государственно-частного партнерства.
Он предполагает несколько обязательных этапов подготовки концессионной сделки или договора ГЧП, а также набор критериев для такой сделки. Все начинается с формирования квалифицированного государственного заказа на концессию. Качественное техническое задание – это краеугольный камень. Оно формируется на основе утвержденных мастер-планов городов или программ социально-экономического развития. Таким образом гарантируется обоснованная потребность в сделке. Затем осуществляется подбор оптимальных механизмов реализации концессии (с учетом коммерческого потенциала объектов и наличия профильных инвесторов). Выбираются оптимальные правовые формы, оценивается целесообразность их укрупнения.
Крайне важным этапом в трактовке ВЭБа является предпроектная подготовка. Как формулируются условия соглашений? На кого перекладываются риски? Что происходит при удорожании, что происходит при компенсации. Выработка вариантов умного смешанного финансирования.
В городской экономике существуют проекты с высокой (больше нуля) и с низкой бюджетной эффективностью. Есть объекты инфраструктуры, которые умудряются за счет прямых и косвенных бюджетных эффектов (в том числе налоговых) показывать положительное значение на долгом диапазоне. Необходимо научиться объективно оценивать социальные эффекты от ГЧП. ВЭБом за основу берется «индекс качества жизни». Но есть и другие методики: 399 постановление, которое оценивает проекты с госучастием федерального уровня, методика Минстроя, где оценивается вклад и прогнозируется прирост качества среды для жизни.
Максим Ткаченко, исполнительный директор по проектам ГЧП и городской экономике Бизнес-блока ВЭБ.РФ:
– Нам нужно все эти инструменты «поженить», для того, чтобы научиться приоритизировать эти проекты и отвечать всегда однозначно на критику контрольно-надзорных и законодательных органов – почему тот или иной проект был принят к реализации.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет