Два рейтинга регионов – по качеству жизни и по эффективности закупок, что их связывает? В декабре опубликован рейтинг регионов России от агентства РИА: это среднее арифметическое из баллов по качеству жизни, социально экономическому положению, состоянию рынка труда, научно-технологической составляющей. Ожидаемая группа лидеров: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Татарстан.
Характерно, что в топ-15 попали субъекты с наиболее развитыми закупочными системами, хотя такого критерия для начисления баллов в рейтинге изначально не было.
Вообще изучением и ранжированием регионов по качеству контрактных отношений на системной основе занимается «Союз закупщиков России». Ежегодно организацией ведется рейтинг эффективности закупочных систем регионов с очень глубокой и сложной методикой расчетов, которая учитывает все профессиональные тонкости. Эффективность складывается из таких показателей как местное правовое регулирование закупок, цифровые сервисы контрактации, маркетплейсы, местные системы промышленной кооперации и сбыта, локальные системы поддержки малого и среднего предпринимательства.
По традиции, рейтинг эффективности закупочных систем регионов будет представлен широкой публике на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» 15-17 мая 2024 года на ВДНХ. Интересно будет сравнить данные двух рейтингов и сделать выводы. Как экономическая эффективность сказывается на социальных показателях (и наоборот)?
Само по себе ранжирование субъектов России – это типичная и предсказуемая практика. Было бы странно, если бы такого рейтинга не существовало хотя бы в формальных целях. Настоящую интригу здесь составляет не столько место региона в списке, сколько вопрос о критериях развития.
Чем измерить развитие, а самое главное, как им управлять? Вот краеугольный камень национального будущего и первостепенная проблема местного самоуправления.
Здоровая логика подсказывает, что «развитие» следует понимать как эффективность применения имеющихся ресурсов. Один из ключевых ресурсов для каждого региона – это бюджет.
Андрей Садофьев, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», член правления «ОПОРЫ РОССИИ»:
– Бюджетные деньги – это будущие инвестиции. Одна из ключевых ответственностей заказчика любого уровня сделать все, чтобы предприятия и бизнес, работающие в субъектах, были максимально заняты в закупках.
Таким образом, получаем три бесспорных принципа развития:
- Рачительное расходование бюджета (целевое инвестирование).
- Максимальная загрузка всех имеющихся в регионе производственных сил (предприятий, бизнеса).
- Сложность производственных отношений. Чем больше компаний участвует в промышленной кооперации в рамках одного проекта и чем шире их технологические компетенции, тем ближе страна к экономике высоких переделов.
Если мощности простаивают, число компаний сокращается, их прибыли падают – значит, регион не развивается, а деградирует.
Наука госуправления
Три принципа, изложенные выше – это соль стратегического планирования, основа отраслевых компетенций в сфере государственного управления экономикой.
Из этих критериев эффективности вытекает ключевая задача – подчинение денежно-кредитной сферы интересам экономического роста. Однако с последним в РФ огромные проблемы. Банковская система страны продолжает жить своей жизнью, слабо увязанной с национальными проектами России. К такому выводу пришли участники Русского экономического форума, который состоялся осенью 2023 года. Процитируем несколько ключевых тезисов, прозвучавших в ходе пленарного заседания.
Александр Галушка, замглавы Общественной палаты РФ, автор экономического бестселлера «Кристалл роста» на пленарном заседании описал дефицит стратегического планирования и даже острую нехватку профессиональных компетенций среди чиновников.
При этом эксперт подчеркивает, что организующая роль государства в экономике не противопоставляется предпринимательской инициативе, а грамотно сочетается с ней.
– Не существует какой-то единственно верной или идеальной экономической теории, – полагает Александр Галушка. – Руководствоваться нужно национальными интересами, пользой дела и здравым смыслом.
Эксперт напомнил, что в России действует Федеральный закон о стратегическом планировании (172-ФЗ). Президент РФ Владимир Путин два года назад подписал указ «Об основах стратегической политики».
– В соответствии с этим указом мы должны внедрять такие элементарные вещи (даже с точки зрения экономической культуры) как балансовый метод. По указу, он должен быть возрожден у нас, мы должны его использовать. Одна из нобелевских премий 1973 дана Василию Васильевичу Леонтьеву как раз за этот метод. Мы от лица Общественной палаты поинтересовались, за два года хоть один баланс был составлен ответственными ведомствами? Вы когда зряче начнете экономику понимать? Разбираться в ней предметно, структурно и точно? Почему указ президента не исполняется? Хотелось бы наконец-то услышать ответ на этот вопрос.
Есть также указ Президента «Об основах государственной технологической политики от 1 декабря 2016 года», который также является правовым основанием для стратегического планирования.
– Блестящий документ: грамотный, глубокий, целостный. Если мы сегодня посмотрим на эти приоритеты, они абсолютно не потеряли актуальности, они, я бы даже сказал, прозорливо были определены, – говорит Александр Галушка. – И в президентском указе прямо говорится, что по этим приоритетам должны быть комплексные технологические проекты. Однако с 2016 правительство не сумело ни одного такого проекта сформировать и приступить к реализации. Почему этот указ президента не выполняется?
Еще один пример касается региональной повестки: Правительство РФ пытается на практике применить комплексные генпланы развития городов. Однако делать это не всегда получается, поскольку в РФ утрачены компетенции реализации сложных проектов.
– Мы никак не можем закончить первый этап модернизации БАМа и Транссиба. Так давайте честно признаем, у нас с большим трудом получается такие проекты реализовывать. А значит, эти компетенцию в сфере госуправления надо наконец-то восстанавливать. Это вопрос исключительно дисциплины исполнения решений президента и управленческой эффективности.
Уровень управленческой эффективности следует привести в соответствие с теми задачами, которые ставит глава государства. В отраслях надо разбираться глубоко, предметно, уметь организовывать процессы.
О поддержке бизнеса
Поддержка предпринимательства – это вопрос, который следует рассматривать в комплексе с государственным планированием. Годами ведется работа, в правительстве есть соответствующие комиссии. Обсуждаются вопросы, как снизить административные барьеры, однако год за годом бизнес сигнализирует, что барьеры не снижаются, а растут. В чем дело?
– Обратившись к нашему лучшему историческому опыту, можно сделать вывод, что мы в корне ничего не изменим, пока не сформируем ситуацию, когда тот, кто контролирует, тот и несет ответственность. Предпринимательская инициатива должна быть поручена тем, кто отвечает за ее развитие. Вот принципиальное решение по существу, – считает Александр Галушка.
Государственное планирование, вооруженное соответствующими компетенциями, современными цифровыми инструментами на порядок упрощает реализацию прорывных проектов. Это даст темпы роста, намного более значительные, чем сейчас.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет