Министр транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Марат Сибатулин поднял животрепещущую проблему стройкомплекса в неожиданном ракурсе. В ходе ХХ Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» состоялась профессиональная дискуссия, затрагивающая самые острые темы жизни отрасли в контексте закупок.
В прошлом году в постановлении 2571 государство расшило проблематику, связанную с капитальным ремонтом. Были оперативно внесены изменения в закон, позволяющие упорядочить выбор квалифицированных исполнителей. И заказчикам стало значительно проще ориентироваться в рынке, с них была снята часть рисков нарваться на сорванные сроки или административную ответственность за не реализованный контракт. Но стало ли проще добросовестным подрядчикам?
Наиболее сложный в идеологическом плане вопрос касается доступа на рынок новых и молодых компаний.
– В настоящее время законом четко регламентированы все требования в части предквалификации поставщиков и подрядчиков, а также критериев оценки, – ставит проблему Марат Сибатулин. – Однако, даже в общих чертах, нет понимания и нет доступа на рынок новых компаний. Здесь сказывается и следствие низкой конкурентной среды, и побочные эффекты недостоверного опыта: эти проблемы взаимоувязаны. Мы убеждены, что данным вопросом нужно заниматься. Внятных законодательных ответов нет. Все рассуждают вокруг да около, но не могут сказать, как в реальности получить необходимый опыт.
В этой связи, по словам министра, Московская область предлагает рассмотреть возможность установления своебразной «лестницы» квалификационных стандартов в зависимости от стоимости контракта.
– Очевидно и понятно, что чем больше начальная максимальная цена контракта, тем выше социальная значимость и ответственность исполнителя перед заказчиком, – поясняет Марат Сибатулин. – Поэтому, как вариант, предлагаем установить доступ на рынок, для начала, в диапазоне не более 25 млн рублей. Возможно, в этой «весовой категории» вообще не нужно применять требования к опыту для молодых компаний.
Эксперт подчеркнул, что существует достаточно тревожная тенденция, которая в долгосрочной перспективе бьет по качеству рынка и даже может привести к его вымыванию и монополизации. Большинство заказчиков в субъектах РФ осознанно уходит от учета коммерческого опыта. В критериях оценки предусматривают только опыт в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. По всем закупкам устанавливается только такой фильтр.
В качестве усугубляющего фактора со стороны Сетевого издания Цифровые Закупки мы бы добавили еще одно наблюдение. Российский рынок подрядных организаций в строительстве (особенно в его дорожно-строительном и дорожно-эксплуатационном сегменте) является очень узким, и, по сути, полигональным. Практически весь федеральный и региональный «пирог» потенциальных заказов заведомо разделен между десятком крупнейших генеральных подрядных консорциумов, которые осваивают его в различных производственных комбинациях с одним и тем же набором инженерных, кадровых и кредитных «фигур». Среднему и малому бизнесу в этой производственной и финансовой кооперации выпадает крайне слабо защищенная законом доля – участвовать в проектах на молчаливых правах субподрядчиков. То есть на птичьих правах. В придачу ко всем злоключениям с низкой окупаемостью, высокой налоговой и высокой кредитной нагрузкой, инфляционными и административными рисками субподряд не котируется государством в качестве опыта. Таким образом, малый и средний строительный бизнес рискует навсегда остаться замкнутым в границах своей низкомаржинальной касты немых исполнителей с завышенной ответственностью и неподвижным потолком развития. Это условные российские «шудры», которым не суждено стать «кшатриями» при доступе к федеральным, региональным и муниципальным заказам на создание и модернизацию инфраструктуры.
Как осторожно заметил в своем выступлении Марат Сибатулин, в решении данного вопроса для небольшого бизнеса можно применить несколько разных подходов:
– Всем известно, что существуют крупные компании, на которые опирается тот или иной субъект, есть подрядные и субподрядные организации, которых они выращивают. Возможно, имеет смысл предусмотреть институт поручительства. Но здесь вопрос к законодательной и юридической модели: каким образом это реализовать?
В том же контексте Московская область также предлагает внести изменения в ПП 2571, в части отраслевой специализации подрядчиков. Во многих субъектах сегодня реализуются, например, программы по капитальному ремонту дорог, либо мостовых сооружений. Однако если заказчик опубликовал такую закупку, то опыт по строительству линейного объекта считается не соответствующим. Иными словами, комиссия обязана будет его отклонить. Такое буквоедство выглядит нелогичным с точки зрения уполномоченного распорядителя бюджетных средств.
Со стороны Подмосковья на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» поступило еще одно передовое законотворческое ноу-хау. К сожалению, оно не вошло в итоговую Резолюцию, однако, на наш взгляд заслуживает поддержки и всяческой универсализации и масштабирования (не только на закупки в дорожно-строительной отрасли), а на закупки с любой специализацией.
Закупки на содержание дорог для многих субъектов РФ являются социально значимой статьей расходов. Московская область предлагает предусмотреть и проработать вопрос установления требований к материально-техническим ресурсам (машинным механизмам и дорожным рабочим). Если в сфере транспортных перевозок заказчик может устанавливать требования поставщикам по наличию соответствующего задаче парка автобусов, то в сфере дорожного строительства такого нет. А ведь дело касается безопасности (особенно в зимний период). Одной единственной метрики – опыта, не достаточно. – В совокупности, если эта инициатива будет поддержана, это позволит нанимать бизнесу квалифицированных рабочих в штат и напрямую оформлять лизинг либо покупку машин. То есть, мы предполагаем позитивный экономический эффект, в том числе в части налогообложения, – пояснил Марат Сибатулин.
Развивая эту мысль, можно распространить аналогичные «инфраструктурные» стандарты на любых исполнителей и поставщиков (от логистики до микроэлектроники). Это избавило бы внутренний рынок от издержек (в том числе инфляционных), связанных с огромным количеством посредников перекупщиков. Идея внятной дифференциации бизнеса на производственный и посреднический уже неоднократно звучала со стороны профессиональных объединений разного уровня.
В рамках профессиональной дискуссии ХХ Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» предложения Московской области нашли отклик от ФАС России.
В частности в Антимонопольной службе подчеркнули, что институт предквалификации в закупках является фундаментальным и незыблемым. Это часть экономической политики и консолидированная позиция Минфина, государство пошло навстречу требованиям рынка допускать к исполнению госконтрактов только подрядчиков имеющих опыт в госзаказе.
Ольга Горбачева, начальник Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы:
– Что касается возможности на вход в рынок, то она предусмотрена до 20 млн рублей, если нет специальной предквалификации. Если же речь идет о специальной предквалификации, там все равно есть люфт: небольшой, но он есть. Постепенная возможность для входа в государственный заказ у нас все-таки реализована. Да, сразу нельзя прийти и построить небоскреб в рамках госзказа, но ФАС наблюдает за вопросом доступа к госзаказу по каждой позиции.
В части отраслевых ограничений по опыту в рамках ПП 2571, ФАС напоминает, что их инициатором в свое время выступали именно Минстрой и Минтранс. Например, настаивая на том, что «линейный объект» и «дорога» – это разные объекты, требующие разного опыта исполнения.
Также в ходе полемики Ольга Горбачева напомнила, что институт поручительства уже однажды пытались применять в закупках с увязкой с банковскими гарантиями, и эта попытка полностью себя дискредитировала. Поэтому к идеям выращивания квалифицированных поставщиков следует относиться с аккуратностью. – С тех пор мы в институт финансового поручительства не верим абсолютно.
В свою очередь Марат Сибатулин отметил, что проблема заключается в выборе юридической модели. Поручительство – лишь один из вариантов развития событий. Если формализованы предквалификационные требования, то должен быть формализован и постепенный допуск в рамках ПП 2571. Иначе, это превращается в дорогу с односторонним движением. Сейчас такой формализации доступа к рынку для молодых компаний вообще нет. Он предположил, как теоретически мог бы выглядеть механизм допуска новых компаний на рынок.
Условный «старший генподрядчик» мог бы поручаться за компанию, которая сможет выполнить тот или иной объем работ (в том числе, прилагая опыт этого подрядчика). Вопрос в самой методике. Речь идет не о финансовой гарантии, подчеркнул Сибатулин. Акцент именно на репутационном поручительстве со стороны генподрядчика: если компания не выполняет обещанные обязательства или не соответствует обещанной квалификации, то ответственность (в том числе) будет нести ее поручитель. Как самый радикальный вариант – возможно даже включение обоих в РНП.
Автор: Андрей Троянский


Комментариев пока нет