Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

ФГИС вперед — два назад: трудности вживления ресурсно-индексного метода в экономику строительства

ФГИС вперед — два назад: трудности вживления ресурсно-индексного метода в экономику строительства
Теги: #Строительство

Реформа ценообразования в стройкомплексе достигла своей пиковой точки в 2025 году. Ее главным сюжетом является переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости (РИМ) с применением цен из федеральной государственной информационной системы ФГИС ЦС (*актуализируемых по реальному рынку на каждый квартал).

Несмотря на то, что об обязательности применения РИМ в правительстве заговаривают каждый год, реальный правовой статус методики остается двусмысленным и подвешенным. Формально, РИМ заявлен в качестве основного способа расчета сметных цен во всех субъектах РФ с января 2024 года. Проблема в том, что «основным» не значит обязательным.

Данные в систему вносят юрлица, органы исполнительной власти и госкомпании. Теперь нет привязки к конкретному объекту строительства: все материалы и механизмы для любого строительства берутся в расчет раздельно. Это уже существенно повысило точность расчетов сметных цен в зависимости от многих факторов: от объекта строительства и актуальной экономической среды вокруг него, от отдельных видов и типов работ.

При всех недоработках системы уже невозможно отрицать, что сметные расчеты стали на порядок прозрачнее. Во-первых, они лучше защищены от технических ошибок и банального непрофессионализма экспертных организаций, которые занимаются изысканиями. Во-вторых, – от воздействия коррупционных факторов: в смету нередко «зашивают» косвенные схемы личного обогащения за счет заведомо нерационального расходования бюджетных ресурсов.

Кроме того, надо признать, что манипуляции со сметой – это такая реакция на низкую маржинальность строительного бизнеса в некоторых отраслевых сегментах. Например, в инфраструктурном строительстве. Для подрядчика это форма вынужденного воровства, чтобы остаться на плаву. Это не оправдывает нарушений, но в некоторых случаях объясняет их природу.

Утверждена новая федеральная сметно-нормативная база ФСНБ-2022, которая включает в себя новые сборники цен (начиная с 2022 года). Индексы по группам однородных строительных ресурсов и прямые цены во ФГИС ЦС опубликованы на сайте Минстроя России. Страна еще полностью не отказалась от базисно-индексного метода, его разрешено использовать наряду с РИМом. Переход к биржевому мышлению дело не быстрое.

Ключевые ступени ценовой реформы в строительстве:

  • Закрепление единых принципов в области ценообразования. Минстрой России был наделен полномочиями единого регулятора.
  • Добровольно-принудительное погружение заказчиков во ФГИС ЦС для мониторинга цен производителей и поставщиков стройматериалов, расчета индексов изменения сметной стоимости.
  • Развитие единого Классификатора строительных ресурсов во ФГИС ЦС (насчитывает 97 277 наименований строительных ресурсов, синхронизирован со Сметной Нормативной Базой, обновляется ежеквартально).
  • Добавление новых источников данных о стоимости строительных ресурсов. В мониторинге цен на легальных основаниях могут участвовать ФОИВы, госкорпорации и госкомпании.
  • Главгосэкспертиза подписала ряд соглашений с товарно-сырьевыми биржами, которые смогут передавать актуальные цены на строительные материалы, оборудование и машины.

Эффективность формирования прямых сметных цен во ФГИС ЦС, а также эффективность расчета индексов по группам однородных строительных ресурсов во многом зависит от качества работы региональных центров мониторинга. Эти центры сформированы  в субъектах РФ при органах региональной исполнительной власти. Нельзя не заметить, что теперь на картину цен достаточно серьезно влияет вовлеченность местных производителей строительных ресурсов. Чем активнее стройбизнес себя ведет на биржах и маркетплейсах, тем точнее отображаются ценовые колебания во ФГИС ЦС.

При всех многообещающих бонусах и перспективах у ФГИС ЦС вырисовываются серьезные недостатки и уязвимости. За год коврового применения системы большинство профессионалов отмечает, что ценовые параметры хотя и стали ближе к рынку, но не соответствуют действительным и практически всегда опаздывают за инфляцией.

В этой связи от профессионального сообщества поступают вполне здравые предложения – обязать всех производителей строительных ресурсов вносить данные о своей продукции во ФГИС ЦС (*вплоть до запрета торговли посредством акцизов, либо через меры налогового принуждения – повышение НДС за невнесение данных в систему). Дело в том, что пока информация не внесена в систему, результат не индексируется, а значит ФГИС остается недостаточно объективной.

К сожалению, оператор системы ФАУ «Главгосэкспертиза» и Минстрой России относятся с крайней робостью к идее реальных санкций в отношении юридических лиц. Формальная обязанность вносить ценовые показатели в систему (в соответствии с ПП 1452) закреплена, однако до тех пор, пока ощутимой ответственности за игнор отображения ценовых денных в системе не предусмотрено, ее ценовой прицел будет «сбитым». У этого есть вполне объективное объяснение. Когда данных, полученных из открытого рынка, мало, то срабатывают установки так называемого «аукционного» подхода, прописанного в госзаказе. Регулятор всегда руководствуется приоритетами ценового снижения. И система ФГИС ЦС ему естественным образом подыгрывает.

Логика регулятора, задумавшего РИМ и ФГИС ЦС, очевидна – это четкое понимание формирования НМЦК, которое подтверждается системой РИМ, сметной документацией и государственной экспертизой. В логике государства эта цена является твердой и прозрачной, практически, она должна иметь силу закона.

Однако в реальном рынке все происходит не так. На торги выходит подрядчик, который роняет цену на 25-30%, к цене контракта он применяет понижающий коэффициент и как победитель аукциона забирает контракт. У государства нет никаких инструментов наказания за такое поведение, поскольку с точки зрения процедуры закупок все чисто.

За кадром остается масса вопросов: на основании чего это происходит? Нарушает ли подрядчик при таком ценовом снижении закон? Хорошо известно и не раз публично заявлялось, что рентабельность строительства в текущих экономических условиях РФ составляет порядка 5-7%.

Если же наш подрядчик упал ниже этого показателя, то следовало бы обязать его предоставить фактическую расчетную смету и бизнес-план (без понижающих коэффициентов). Пусть он покажет, на основании каких объективных факторов он снизился на 30%: распишет все ресурсы, техпроцесс и заработную плату.

Однако российское законодательство не наказывает за демпинг и не имеет легальных инструментов раскрытия структуры цены, поэтому все издержки не в меру свободного рынка закладываются в смету.

На корректности данных, вносимых в систему, также сказывается низкий уровень квалификации специалистов, уполномоченных выполнять работу по взаимодействию со ФГИС ЦС со стороны внешних поставщиков данных. Зачастую эти сотрудники не в состоянии осуществить пересчет из одной единицы измерения в другую (например, из штук в кубометры). Также некорректно подбирается код строительного ресурса по классификатору.

Тем не менее, даже при таком раскладе юрлица, которые вносят свои данные во ФГИС ЦС, практически на следующем цикле работы – видят свой результат. Их показатели участвуют в агрегированных ценах и попадают в прямые сметные цены. Когда поставщик ценовой информации видит конечный результат, то корректный порядок ценообразования приходит сам собой. Конкуренты тех, кто уже вносит данные в систему, будут подтягиваться к процессу позже. При этом точность системы начнет расти.

Людмила Васильева, начальник регионального центра мониторинга Уральского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России»:

– Чем больше у нас будет прямых сметных цен, а не индексов, которые считаем мы (по минимальной цене из трех поставщиков), тем более объективной будет смета по любому объекту строительства. ФГИС ЦС не стоит на месте. Это не какой-то статичный механизм, это чуткая система, которая развивается по мере своего наполнения.

Еще одной уязвимостью системы является методика расчета заработных плат в строительной отрасли. По существу, они рассчитываются не ресурсным методом. С 2019 года зарплатные показатели определяют органы исполнительной власти субъектов РФ.

Александр Шарофостов, замминистра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:

– Зарплатные показатели определяются по довольно странной формуле: на основании трехстороннего соглашения между Ассоциацией строителей, Минтрудом и Минстроем. Формально метод базисный, конъюнктура нам пока не позволяет ее взять по ресурсу. На самом деле, мало кто готов делиться этой информацией. Над этим вопросом нужно работать.

Автор: Виктория Сухорукова

9 октября 2025, 23:40
258
Теги: #Строительство

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.