Импортозамещение упирается в потолок сбытовых и маркетинговых возможностей отечественных производителей. В каждой отрасли найдется бизнес, способный изготовить и поставить российский аналог зарубежных комплектующих, материалов или программного обеспечения. В свою очередь, в каждой отрасли есть группа заказчиков, желающих честно закупить или, как минимум, протестировать отечественную версию.
Однако нормативная база закупок является настолько неповоротливой и косной, что и у заказчика, и у поставщика пропадает мотивация и взаимный интерес искать отечественные решения. Для первого – это лишние трудозатраты и бюрократический квест. Для второго – это риск неокупаемых инвестиций. А под рукой всегда есть сверхдоступная китайская версия требуемого изделия, или вариант поставки по параллельному импорту.
Важнейший вопрос верификации и достоверности существующих реестров отечественной продукции недавно поднял телеграм-канал Дмитрия Тортева, члена Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок. В качестве наглядного примера был разобран кейс с ветрогенераторами.
У российских производителей электроники достаточно широкая элементная база. Однако систематикой имеющихся предложений, а тем более их продвижением на рынок по популярным запросам никто не занимается централизовано. «Поэтому, если, например, о таких производителях как Texas Instruments, On Semiconductor и т.д. знает любой разработчик электроники, и знает не понаслышке, то, скажем, об ОАО «Резистор» или АО «Псковский завод радиодеталей» не знает никто, кроме, может быть, только тех людей, кто там работает. Собирать информацию о заводах, производящих электронные компоненты приходится по крупицам, по различным околоэлектронным сайтам, группам и тому подобным форумам», – сообщает Тортев. –Некоторое время назад для производителей электронной техники специального назначения по спецподписке распространялся так называемый «Перечень МОП», можно было (хотя бы) посмотреть номенклатуру изделий и узнать производителя, чтобы можно было поднять трубку телефона и туда позвонить. Приводимая там информация особой актуальностью не отличалась, а чаще всего можно было столкнуться с тем, что упомянутый в перечне компонент по факту уже не производился.
Российская Ассоциация Ветроиндустрии (РАВИ) летом 2022 года поставила себе целью создание ветрогенератора из отечественных комплектующих. Было проведено аналитическое исследование рынка. Выделен пул из порядка 40+ российских предприятий, которые готовы и имеют возможность работать над потенциальным исполнением заказа. В РАВИ приходят к любопытному выводу: полученные данные о рынке, «пусть не надолго, но становится конкурентным преимуществом того, кто проводил исследования».
Еще одно крайне интересное наблюдение: «Даже если ты хочешь что-то честно импортозаместить, то с импортной элементной базой это сделать гораздо проще. За рубежом давно существуют огромные сайты-каталогизаторы, глобальные дистрибьюторы, которые объединяют огромное количество производителей электроники».
Вывод: импортозамещение касается не только непосредственных технологий, но информационно-сбытовых сервисов промышленной кооперации.
Возможно, отсутствие таких сервисов в России, их недоразвитость является одной из причин того, что санкциями и уходом иностранных поставщиков с нашего внутреннего рынка воспользовались по большей части не российские, а китайские и турецкие компании. У них с продвижением, поиском клиента, сервисными услугами все гораздо проще.
Под каждый продукт отдельное исследование рынка
Ассоциация ветроэнергетики предлагает Правительству РФ вполне резонное решение проблемы. На каждом критическом направлении импортозамещения на постоянной основе проводить аналитические исследования рынка; полученные данные объединять в каталоги, с более подробным содержанием по производителям и свойствам продукции.
Эти новые каталоги должны наполняться сведениями уже не по формальному, а по отраслевому принципу. Помимо подтверждения российскости (которым занимается Торгово-промышленная палата) у каждого продукта имеется еще и своя уникальная производственная специфика и свои рыночные особенности.
Очевидно, что Торгово-промышленная палата со всеми своими региональными отделениями чисто физически не обладает достаточным числом квалифицированных специалистов, чтобы заниматься аналитикой этих маркетинговых особенностей. Поэтому вполне логично доверить ее промышленным консорциумам и объединениям производственного бизнеса.
Реестр импортозамещающих товаров должен быть актуальным на момент поступающего запроса. Кроме специфики, которая уникальна для каждой отдельно взятой отрасли, играют роль и другие дополнительные факторы. Например такие, как способность конкретного производителя поставить серию, возможность оценки соответствия и проведения экспертизы качества товара. Такие вопросы под силу решить на уровне консорциума отечественных производителей.
А еще при импортозамещении высокотехнологичного оборудования огромную (если не решающую) роль играет возможность сервисного обслуживания, тестирования, доводки отдельных параметров продукции до требуемого уровня. Возможность закупки пробной партии с возвратом на устранение дефектов и улучшение свойств. Такой функционал должен быть предусмотрен не только в офсетных контрактах и не только в 223-ФЗ. Под импортозамещающие программы необходимо специально дорабатывать закупочное законодательство.
Системы эффективного импортозамещения с учетом сиюминутных потребностей отраслевых заказчиков в России есть.
Самый масштабный из них на сегодняшний момент – это Каталог импортозамещения строительной отрасли. Характерно, что к наполнению и верификации данного каталога причастен как раз-таки производственный консорциум НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей). По данным НОСТРОЙ на август, в каталоге было зафиксировано порядка 4 тыс. позиций с подобранными аналогами от производителей РФ и дружественных стран.
Интересно, что в паре с каталогом применяется Реестр добросовестных производителей стройматериалов. Как поясняют в НОСТРОЙ, первостепенная задача – обеспечить конечного потребителя актуальной и достоверной информацией о состоянии стройматериалов в конкретном регионе России, а также предоставить возможность для выработки оптимальных логистических решений при отборе производителей и поставщиков. Отбор производителей в каталог будет осуществляться по десяти критериям. Особое внимание (в силу отраслевой специфики) уделено вопросам логистики, применяется интерактивная карта стройпроизводств. Их потенциальная совокупная мощность на текущий момент составляет 51 млн кв.м.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков:
– Мало включить и разработать эти критерии, нужно сделать их публичными, удобными для использования, поэтому самый простой инструмент, который сейчас существует, это электронная маркировка, которая дает возможность в онлайн-режиме всегда выйти на сайт и подтвердить ту информацию, которую декларирует производитель.
НОСТРОЙ работает над организацией системы контроля качества строительных материалов и оборудования. Также планируется создание лабораторного кластера, по итогам испытаний которого будет маркироваться знаком качества НОСТРОЙ и включаться в каталог импортозамещения. При этом подтверждение знака качества нужно будет проводить не реже одного раза в год.
Справка
- Портал с цифровым Каталогом импортозамещения строительных материалов, изделий, оборудования, машин и механизмов реализован в целях обеспечения замещения продукции, импорт которой прекращен, Минстроем России совместно с Ассоциацией «Национальное объединение строителей». Сведения из этого электронного сервиса используются заказчиками и проектировщиками, в том числе при внесении изменений в проектные решения (механизм замены в проектной документации импортируемых ресурсов на отечественные аналоги без проведения дополнительной экспертизы проектных решений предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 04.04.2022 г. № 579).
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет