Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Озеленение закупок – хорошему делу не хватает больших данных и внятных критериев

Как внедряются экологические требования в закупках - и как сделать этот процесс эффективнее?
Озеленение закупок – хорошему делу не хватает больших данных и внятных критериев
Теги: #223-ФЗ #44-ФЗ #Экология

Государство и контрактная система нащупывают рабочие подходы к экологизации экономики уже десять лет, однако благие намерения не спешат преобразоваться в правильное рыночное поведение. Успехи и препятствия на этом пути обсудили в рамках круглого стола Национального ESG Альянса и «Интерфакса».  

На 44-ФЗ приходится чуть более трети объема всех закупок в стране, внедрять зеленые требования в этом секторе значительно проще из-за прозрачности и регулируемости закона. В 223-ФЗ экологичность является делом сугубо добровольным, поэтому пример отдельных корпораций, внедряющих зеленую повестку, обладает высокой ценностью.

Частные компании и госкорпорации, члены ESG-альянса самостоятельно внедряют экологические требования через собственные Положения о закупках. Хотя в рамках 223-ФЗ единые нормативы и типовые требования для этого отсутствуют. Тем не менее, в отдельных случаях встречается успешный опыт, который можно масштабировать на других представителей крупного бизнеса, либо использовать эти нормативные наработки в качестве ориентира при выработке единых рамочных механизмов к 223-ФЗ (если такая задача будет когда-нибудь поставлена).

Компания «Металлоинвест», один из крупнейших производителей металлургической отрасли, применяет ЕSG-регулирование в своей экосистеме снабжения. – Задача состоит в том, чтобы требования об экологичности продукции и технологий распространялись не только на свое производство, но и на наших поставщиков и субпоставщиков, которых в нашей базе порядка 9 тысяч, – поясняет директор по снабжению Мария Коваленко.

На протяжение долгого времени заказчики уделяли мало внимания экологическим требованиям и критериям оценки продукции или услуг. Практический интерес к этой теме при составлении технических заданий проснулся в последние 2-3 года. Косвенным образом на это повлияло ужесточение требований закона по отношению к промышленности, развитие маркировки и экспертизы качества поставляемой продукции; а также естественная эволюция структуры потребительского спроса.

Интерфакс провел собственное исследование, как применяются экологические нормативы с учетом нового ПП №1224.  

В контрактной системе с января 2023 года действует «зеленое» постановление правительства номер 1224 (о рециклинге в госзакупках). В нем заложено пять позиций товаров, при закупках которых должна быть указана доля содержащегося вторсырья (изделия из бумаги санитарного назначения, некоторые виды городских покрытий, контейнеры и урны, удобрения и грунт). Статистика за два месяца показывает, что положение применяется к каждой пятой закупке на внутреннем рынке.

В прошлом году общий объем госзакупок, в котором так или иначе использовались зеленые критерии, составил более 1,6 трлн рублей (это порядка 14% от всего объема закупок по 44-ФЗ).

Статистика “зеленых” закупок по регионам пока является не очень информативной, поскольку многие заказчики еще не привыкли к новой норме или были о ней мало информированы. Так, в закупках сорока регионов в начале года вообще не упоминаются экологические требования.

С органами региональной власти сейчас прорабатывается включение новых товарных позиций в ПП 1224.

Без системного подхода пользы мало

По словам заместителя руководителя Федерального казначейства Анны Катамадзе, львиная доля закупок, подпадающая под зеленые требования, приходится именно на 223-ФЗ. Структура 44-ФЗ охватывает преимущественно продукты питания, лекарство и стройку. Промышленное производство и технологии высоких переделов, где вопросы экологии стоят гораздо острее, имеют большее отношение к сфере корпоративных закупок. Поэтому целесообразнее начинать «зеленое регулирование» именно с нее.

Есть еще один важный нюанс: в обоих законах не существует никаких препятствий к установлению ESG-требований к закупкам. Заказчик вправе выставлять все технологические и прочие характеристики с учетом экологичности закупки.

– Поэтому одним формальным добавлением термина «экологический» задача не решается, – поясняет Анна Катамадзе. – Главный вопрос – применяются ли эти требования, и какие есть мотивы для этого?

Дело в том, что заказчик вообще может не разбираться в производственном цикле. Это больница, школа и детский сад, который закупает то, что необходимо по госту. Вне его компетенции вопросы использования вторичного сырья. А вот когда у заказчика появятся четкие правила, обоснованные документами федерального закона, дающие доступный понятийный аппарат для различения экологичного от неэкологичного,  – тогда можно будет говорить о предметном развитии “зеленой” повестки в закупках.

Также участники круглого стола отметили, что по большому счету, проблема развития «зеленых закупок» (в ее текущем виде) сводится к платежеспособному спросу. Готов ли потребитель отказаться от более дешевого товара, который торгуется по пониженной экологической планке в пользу более дорогого, но экологически чистого? Такая постановка вопроса говорит о том, что «зеленая идея» пока все еще находится в зачаточном состоянии, а легальных рычагов воздействия на тему у государства и потребительского сообщества явно не хватает.

Алексей Лавров, заместитель министра финансов РФ:

– Воздействие постановления 1224 на закупки, на мой взгляд, крайне ограничено. Заказчику вменили еще одну обязанность: осуществлять закупки с долей вторичного сырья. При этом, эта доля является декларативной и никоим образом не проверяемой. Можно написать 0,5% и ни один контролер в стране не скажет, что это плохо.

По словам Лаврова этот механизм в чем-то похож на импортозамещение: «напиши, что эти помидоры российские».

Во-первых, конечный потребитель не может проверить достоверность зеленой продукции на экологичность, безвредность или, например, на наличие в ней доли вторичного сырья.

Во-вторых, отсутствует система потребительских приоритетов по качеству для зеленой продукции, коррелирующая с их рыночной ценой. При этом экологичное, не обязательно должно быть более дорогим, считает Лавров. ESG-закупки получат развитие, если зеленые технологии будут дешевле по себестоимости, чем традиционные. Не лишним при этом было бы налоговое регулирование. Чем ниже экологичность, – тем выше фискальная нагрузка.

– Если реализовать эти подходы, то возможно никакого регулирования сверху в виде стимулов и ограничений не потребуется. Чистая продукция будет выигрывать на всех конкурентных рынках автоматически, – поясняет замглавы Минфина России. – На мой взгляд, надо двигаться именно в этом направлении.

От статистики к логике

Отсутствие прозрачного информационного контроля за всеми секторами закупочной деятельности, включая работу коммерческого сектора и корпораций, является тормозящим фактором. В равной степени тот же дефицит контрольных данных сказывается и на импортозамещении, и на закупках у малого и среднего бизнеса по квотам.

Проблема в том, что физически проблематично просчитать достоверный годовой объем закупок хотя бы по одной товарной позиции в трех измерениях: по 44-ФЗ, 223-ФЗ и в коммерческом секторе.

– Если мы хотим, что-то изменить в экологическом регулировании закупок, то для начала надо сделать все данные проверяемыми. У меня большой скептицизм по поводу эффективности “зеленых” закупок на данном этапе, – резюмировал Алексей Лавров.

По словам замминистра, в качестве пилотного проекта, логично взять отдельный вид продукции, предъявив к нему экологические требования и экологический контроль. При этом, главным условием должен быть доступ к исчерпывающим данным о его производстве и объемах сбыта во всех уровнях внутреннего рынка. Вне зависимости от того, кто является конечным потребителем, корпорации или социальные заказчики, информация должна быть доступной для анализа. Более того в зеленом регулировании должно быть заинтересовано не столько государство, сколько сами граждане через общественные организации.

Алексей Лавров привел яркий пример такого дефицита контрольных данных для ПП 1224 на условных «бумажных полотенцах». Кто-нибудь анализировал объем производства этой продукции в среднем по стране? Какая доля вторичного сырья в них действительно содержится? К примеру, один заказчик может заявить 20% вторсырья, а другой – 100%. Как это проверить, не имея данных о производстве в среднем по России.

Логика подсказывает, что необходимо указывать минимально обязательный объем в составе продукции, а затем стимулировать поставщиков при помощи системы поощрений и санкций.

Однако для полноценной работы такого механизма требуется высокоразвитая система обязательной стандартизации и сертификации, которая в РФ пока только начала складываться.

Автор: Андрей Троянский

16 марта 2023, 18:20
512
Теги: #223-ФЗ #44-ФЗ #Экология

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.