Государство и контрактная система нащупывают рабочие подходы к экологизации экономики уже десять лет, однако благие намерения не спешат преобразоваться в правильное рыночное поведение. Успехи и препятствия на этом пути обсудили в рамках круглого стола Национального ESG Альянса и «Интерфакса».
На 44-ФЗ приходится чуть более трети объема всех закупок в стране, внедрять зеленые требования в этом секторе значительно проще из-за прозрачности и регулируемости закона. В 223-ФЗ экологичность является делом сугубо добровольным, поэтому пример отдельных корпораций, внедряющих зеленую повестку, обладает высокой ценностью.
Частные компании и госкорпорации, члены ESG-альянса самостоятельно внедряют экологические требования через собственные Положения о закупках. Хотя в рамках 223-ФЗ единые нормативы и типовые требования для этого отсутствуют. Тем не менее, в отдельных случаях встречается успешный опыт, который можно масштабировать на других представителей крупного бизнеса, либо использовать эти нормативные наработки в качестве ориентира при выработке единых рамочных механизмов к 223-ФЗ (если такая задача будет когда-нибудь поставлена).
Компания «Металлоинвест», один из крупнейших производителей металлургической отрасли, применяет ЕSG-регулирование в своей экосистеме снабжения. – Задача состоит в том, чтобы требования об экологичности продукции и технологий распространялись не только на свое производство, но и на наших поставщиков и субпоставщиков, которых в нашей базе порядка 9 тысяч, – поясняет директор по снабжению Мария Коваленко.
На протяжение долгого времени заказчики уделяли мало внимания экологическим требованиям и критериям оценки продукции или услуг. Практический интерес к этой теме при составлении технических заданий проснулся в последние 2-3 года. Косвенным образом на это повлияло ужесточение требований закона по отношению к промышленности, развитие маркировки и экспертизы качества поставляемой продукции; а также естественная эволюция структуры потребительского спроса.
Интерфакс провел собственное исследование, как применяются экологические нормативы с учетом нового ПП №1224.
В контрактной системе с января 2023 года действует «зеленое» постановление правительства номер 1224 (о рециклинге в госзакупках). В нем заложено пять позиций товаров, при закупках которых должна быть указана доля содержащегося вторсырья (изделия из бумаги санитарного назначения, некоторые виды городских покрытий, контейнеры и урны, удобрения и грунт). Статистика за два месяца показывает, что положение применяется к каждой пятой закупке на внутреннем рынке.
В прошлом году общий объем госзакупок, в котором так или иначе использовались зеленые критерии, составил более 1,6 трлн рублей (это порядка 14% от всего объема закупок по 44-ФЗ).
Статистика “зеленых” закупок по регионам пока является не очень информативной, поскольку многие заказчики еще не привыкли к новой норме или были о ней мало информированы. Так, в закупках сорока регионов в начале года вообще не упоминаются экологические требования.
С органами региональной власти сейчас прорабатывается включение новых товарных позиций в ПП 1224.
Без системного подхода пользы мало
По словам заместителя руководителя Федерального казначейства Анны Катамадзе, львиная доля закупок, подпадающая под зеленые требования, приходится именно на 223-ФЗ. Структура 44-ФЗ охватывает преимущественно продукты питания, лекарство и стройку. Промышленное производство и технологии высоких переделов, где вопросы экологии стоят гораздо острее, имеют большее отношение к сфере корпоративных закупок. Поэтому целесообразнее начинать «зеленое регулирование» именно с нее.
Есть еще один важный нюанс: в обоих законах не существует никаких препятствий к установлению ESG-требований к закупкам. Заказчик вправе выставлять все технологические и прочие характеристики с учетом экологичности закупки.
– Поэтому одним формальным добавлением термина «экологический» задача не решается, – поясняет Анна Катамадзе. – Главный вопрос – применяются ли эти требования, и какие есть мотивы для этого?
Дело в том, что заказчик вообще может не разбираться в производственном цикле. Это больница, школа и детский сад, который закупает то, что необходимо по госту. Вне его компетенции вопросы использования вторичного сырья. А вот когда у заказчика появятся четкие правила, обоснованные документами федерального закона, дающие доступный понятийный аппарат для различения экологичного от неэкологичного, – тогда можно будет говорить о предметном развитии “зеленой” повестки в закупках.
Также участники круглого стола отметили, что по большому счету, проблема развития «зеленых закупок» (в ее текущем виде) сводится к платежеспособному спросу. Готов ли потребитель отказаться от более дешевого товара, который торгуется по пониженной экологической планке в пользу более дорогого, но экологически чистого? Такая постановка вопроса говорит о том, что «зеленая идея» пока все еще находится в зачаточном состоянии, а легальных рычагов воздействия на тему у государства и потребительского сообщества явно не хватает.
Алексей Лавров, заместитель министра финансов РФ:
– Воздействие постановления 1224 на закупки, на мой взгляд, крайне ограничено. Заказчику вменили еще одну обязанность: осуществлять закупки с долей вторичного сырья. При этом, эта доля является декларативной и никоим образом не проверяемой. Можно написать 0,5% и ни один контролер в стране не скажет, что это плохо.
По словам Лаврова этот механизм в чем-то похож на импортозамещение: «напиши, что эти помидоры российские».
Во-первых, конечный потребитель не может проверить достоверность зеленой продукции на экологичность, безвредность или, например, на наличие в ней доли вторичного сырья.
Во-вторых, отсутствует система потребительских приоритетов по качеству для зеленой продукции, коррелирующая с их рыночной ценой. При этом экологичное, не обязательно должно быть более дорогим, считает Лавров. ESG-закупки получат развитие, если зеленые технологии будут дешевле по себестоимости, чем традиционные. Не лишним при этом было бы налоговое регулирование. Чем ниже экологичность, – тем выше фискальная нагрузка.
– Если реализовать эти подходы, то возможно никакого регулирования сверху в виде стимулов и ограничений не потребуется. Чистая продукция будет выигрывать на всех конкурентных рынках автоматически, – поясняет замглавы Минфина России. – На мой взгляд, надо двигаться именно в этом направлении.
От статистики к логике
Отсутствие прозрачного информационного контроля за всеми секторами закупочной деятельности, включая работу коммерческого сектора и корпораций, является тормозящим фактором. В равной степени тот же дефицит контрольных данных сказывается и на импортозамещении, и на закупках у малого и среднего бизнеса по квотам.
Проблема в том, что физически проблематично просчитать достоверный годовой объем закупок хотя бы по одной товарной позиции в трех измерениях: по 44-ФЗ, 223-ФЗ и в коммерческом секторе.
– Если мы хотим, что-то изменить в экологическом регулировании закупок, то для начала надо сделать все данные проверяемыми. У меня большой скептицизм по поводу эффективности “зеленых” закупок на данном этапе, – резюмировал Алексей Лавров.
По словам замминистра, в качестве пилотного проекта, логично взять отдельный вид продукции, предъявив к нему экологические требования и экологический контроль. При этом, главным условием должен быть доступ к исчерпывающим данным о его производстве и объемах сбыта во всех уровнях внутреннего рынка. Вне зависимости от того, кто является конечным потребителем, корпорации или социальные заказчики, информация должна быть доступной для анализа. Более того в зеленом регулировании должно быть заинтересовано не столько государство, сколько сами граждане через общественные организации.
Алексей Лавров привел яркий пример такого дефицита контрольных данных для ПП 1224 на условных «бумажных полотенцах». – Кто-нибудь анализировал объем производства этой продукции в среднем по стране? Какая доля вторичного сырья в них действительно содержится? К примеру, один заказчик может заявить 20% вторсырья, а другой – 100%. Как это проверить, не имея данных о производстве в среднем по России.
Логика подсказывает, что необходимо указывать минимально обязательный объем в составе продукции, а затем стимулировать поставщиков при помощи системы поощрений и санкций.
Однако для полноценной работы такого механизма требуется высокоразвитая система обязательной стандартизации и сертификации, которая в РФ пока только начала складываться.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет