Что будет с финансовым обеспечением производства при действующей ключевой ставке ЦБ? Это главный вопрос, который беспокоит всех уже несколько месяцев. В сложившихся условиях приемлемым выходом выглядят механизмы льготного кредитования предприятий. Но даже беглая оценка дает представление о том, что их мало для ответа на все вызовы, не говоря уже об опережающем развитии.
Главным оператором льготных инструментов финансового развития промышленности в России является ФРП. В ведении Фонда находятся три базовых метода: специальные инвестиционные контракты (СПИК), кластерная инвестиционная платформа (КИП), а также продажа зрелых займов ФРП банкам.
Явный сигнал индустриальному бизнесу дал недавно Президент России Владимир Путин. (Челябинск, 16 февраля 2024 года, Совещание по вопросу поддержки инвестиционных проектов в отечественной промышленности):
– Такие механизмы у нас есть. В их числе кластерная инвестиционная платформа. В её рамках организации, которые запускают проекты в ключевых отраслях и производят приоритетную продукцию, могут рассчитывать на льготные кредиты до 100 миллиардов рублей. Это 30 процентов ключевой ставки ЦБ плюс 3 процента. Правда, инвестор должен 20 процентов собственных денег вложить в проект.
Это второй случай, когда глава государства прямо рекомендовал внедрять и активно пользоваться КИПом. Ранее он также сообщал о масштабных планах государства по использованию этого механизма в целях форсированного развития страны. По его словам в 2024 году в русле КИП должны быть профинансированы проекты приоритетной продукции на сумму не менее 2 трлн(!) рублей. Это весьма амбициозная доля для инструмента, которому от роду около полугода.
Что такое КИП? По сути, это проектное льготное финансирование, которое предоставляется компаниям на реализацию проектов по производству приоритетной продукции. Льготная ставка в таких проектах рассчитывается по формуле: 30 процентов ключевой ставки ЦБ плюс 3 процента.
- Таким образом, при действующей ставке ЦБ на данный момент льготная ставка в проектах КИП составляет 7,8%.
Сумма кредита варьируется от 2 до 100 млрд рублей на неограниченный срок. При выполнении нескольких обязательных условий: бюджет проекта от 2,5 млрд рублей; минимальный объем частного софинансирования должен составлять от 20% бюджета проекта. Также есть ограничение по периоду льготного кредитования. Кредитом на льготных условиях можно пользоваться до даты завершения инвестиционной фазы плюс два года. Далее заемщик может продолжить пользоваться кредитом, однако уже по рыночной ставке.
Фонд развития промышленности в механизме КИП играет роль единого окна и координатора ресурсов. Его основные функции:
- Предварительная экспертиза проектов. Теперь у любых участников, не обладающих специальными знаниями технических нюансов, может быть уверенность, что предлагаемый проект обладает инновационной ценностью и потенциальной окупаемостью.
- Мониторинг отчетности по проектам.
- Экспертиза заявок банков на получение субсидии.
- Информационно-консультативная поддержка.
На текущий момент в России одобрено 33 КИП на общую сумму 727,9 млрд рублей. Еще около 35 проектов находятся в работе.
Как отчитался недавно вице-премьер Денис Мантуров, уже в прошлом году инструмент КИП, даже будучи новым и сырым, успел сформировать условия для дополнительного привлечения в промышленность порядка 730 миллиардов рублей.
– Среди получателей льготных кредитов предприятия металлургии, химии, фармацевтики, автопрома, транспортного, энергетического и нефтегазового машиностроения. Сейчас на экспертизе проекты ещё на 1,4 триллиона рублей.
Одним из активных партнеров ФРП в реализации кластерной инвестиционной платформы является «Новикомбанк», входящий в госкорпорацию «Ростех».
Опыт продуктивного взаимодействия Новикомбанка и Фонда развития промышленности недавно был представлен в Москве в ходе выставки-форума «Россия» на ВДНХ в рамках специальной экспертной панели «Стимулирование технологического развития»:
– Использование КИП позволяет предприятию финансировать проект на приемлемых условиях даже при высокой ключевой ставке. Новикомбанк принял участие в первом конкурсе инвестпроектов по данной программе. Межведомственной комиссией было принято положительное решение по трем проектам, – рассказал старший вице-президент Новикомбанка Валерий Давыдов.
Один из наиболее многообещающих касается импортозамещенного по компонентам серийного производства вагонов метро. Средства предоставлены банком на 14 лет.
Второй проект – это инвестиции в производства магистральных и маневровых локомотивов с одним из предприятий группы «Синара» (на 9 лет).
Отечественный автомобильный проект «Лада Искра». Новикомбанк уже выдал первый транш по производственному кредиту.
– Поскольку кредиты в промышленности длинные, принципиально, чтобы условия были неизменными. Банк выдает деньги сегодня, но на протяжение условных 14 лет их нужно обслуживать. Если условия будут стабильными, то бороться за участие в государственных программах будет больше кредитных организаций. И частные инвесторы будут более охотно входить в совместные проекты, – пояснил Валерий Давыдов.
Снижение стоимости финансовых ресурсов для заемщиков осуществляется Новикомбанком по двум направлениям:
Во-первых, это собственные льготные программы (реализуются с 2022 года). Благодаря им предприятия получили льготное финансирование на сумму порядка 90 млрд рублей, а экономический эффект составил около 3,5 млрд рублей.
Во-вторых, интеграция в проекты клиентов инструментов государственной поддержки.
И то, и другое помогает бесперебойно финансировать текущую деятельность предприятий (как в сфере военно-технического развития, так и в гражданской промышленности, например в транспортной отрасли.
Благодаря инициативе Минэкономразвития, которую поддержал ЦБ РФ, в банковской системе России с недавних пор действует стимулирующее регулирование банков по тем проектам, которые соответствуют требованиям 603 постановления правительства. Если проект вписывается в требования технологического суверенитета, то открывается возможность снизить давление на капитал банка. Это позволяет сделать кредитные продукты более доступными, за счет сниженных коэффициентов риска при финансировании таких проектов банками. В начале 2023 года были подготовлены перечни продукции, производство которой может вестись в рамках таких проектов. В списки вошла продукция 13 отраслей. Один из примеров – финансовое взаимодействие Новикомбанка с «Метровагомашем».
- Новый механизм таксономии проектов технологического суверенитета и структурной адаптации был разработанн Минэкономразвития с Банком России (Постановление Правительства РФ №603).
В последние годы Фонд развития промышленности активно выстраивает стратегию взаимодействия с банковскими организациями. Серьезная ставка делается на опорные банки.
В прошлом году был впервые успешно реализован такой перспективный механизм как «продажа зрелых займов ФРП коммерческим банкам».
Виктория Павлова, руководитель департамента промышленной политики Фонда развития промышленности:
– Идея в том, чтобы продавать банкам вызревшие займы, которые вышли на производственную составляющую. Когда уже началась реализация продукции и остается небольшой период до момента погашения. В прошлом году была реализована часть таких займов. Проект продолжает развиваться. ФРП сохраняет за собой право мониторинга реализации профинансированных таким образом проектов.
ФРП – политика льготных ставок
Фонд развития промышленности за все время своего существования уже оказал поддержку более тысяче промышленных компаний, выдав более 1,5 тысяч льготных займов на различные цели. В результате, более 700 предприятий начали выпуск инновационной продукции, либо увеличили мощность конвейера. Действует широкая линейка программ, которые бьются на несколько ключевых целей: локализация производства комплектующих, конверсия ОПК, освоение критически важных суверенных технологий.
Базовая программа ФРП предполагает льготное заемное финансирование в размере от 5 млн. до 5 млрд рублей на длительные периоды (от 2 до 7 лет) по ставке от 3% до 5% (в зависимости от предоставляемого обеспечения).Однако региональные фонды имеют право самостоятельно запускать отдельные программы на основании собственной политики и решений местных органов власти.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет