Месяц назад премьер Михаил Мишустин утвердил «План цифровой трансформации государственного управления». Его идеология с флэшбэками из советского госплана вызвала информационный резонанс. Однако под этот документ подведена не только увлекательная теория, в РФ уже частично реализована и материальная часть в виде ГАС «Управление».
Пока непонятно, каким образом ГАС «Управление» будет интегрирована (и будет ли) в создаваемую Сбером платформу «Гостех», куда в перспективе должны мигрировать все правительственные сервисы социального государства. Сейчас ГАС «Управление» продолжают активно внедрять в регионах страны. Система постепенно превращается в «становой хребет» цифровой государственной власти на местах. В ее реестрах не просто публикуются актуальные документы стратегического планирования, но и отслеживается работа губернаторов и муниципалитетов по этим планам. В сочетании с передовыми инструментами казначейского сопровождения, появившимися только вчера, и вкупе с «Электронным бюджетом» – ГАС превращается в суперсовременную систему контроля и целевого развития экономики «на земле».
Напомним, изначально ГАС «Управление» задумывалась для мониторинга реализации национальных проектов. Это основная функция системы. Несмотря на постепенное размывание самих нацпроектов (отход от четких сроков и целевых критериев эффективности) эта задача все равно осталась в приоритете. Ведь по всем субъектам продолжаются большие транспортные и промышленные стройки с участием бюджетных денег, государство расширяет объемы и функционал своего нового инвестиционного механизма под названием «инфраструктурный кредит». На этом фоне правительство активно внедряет региональные модули ГАС «Управление». Недавно появилась информация о строительстве такого модуля в Северо-Кавказском федеральном округе. О намерении создать аналогичную систему в начале года заявил Крым.
Мария Литовко, заместитель губернатора председателя Правительства Севастополя (из выступления на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» 2021):
– В этом году мы запустили и будем совершенствовать систему мониторинга в разрезе национальных проектов. По каждому проекту мы четко понимаем, прогнозируем, где у нас группа риска, даже если еще начало года, где нужно ускоряться с государственными контрактами, где есть риски по недостижению национальных целей. Это существенное подспорье в закупочной деятельности.
Региональные модули ГАС «Управление» позволяют отслеживать реализацию инфраструктурных проектов с государственным участием по каждому региону страны, вести мониторинг строительства объектов, видеть риски реализации мероприятий, а также рассчитывать уровень достижения проектов. Есть еще одна прорывная функция, ставшая возможной благодаря цифровым казначейским сервисам – можно анализировать целесообразность и качество исполнения государственных контрактов – чего ранее не предполагалось даже в теории. А это значит, что у властей появился работающий инструмент нормирования государственных затрат.
Задача совпадает с запросом от руководителей регионов на отслеживание средств по нацпроектам в Единой информационной системе закупок. Просьба создать такой функционал в ЕИС поступала в Госдуму и Казначейство от государственных заказчиков. Специальная маркировка контрактов поможет увидеть, как расходуются деньги нацпроектов, поступившие в региональный бюджет; формировать соответствующую отчетность.
Автоматизированная бухгалтерия
Подчеркнем, что согласно официальным планам, к 2030 году государство планирует отказаться от ручного ввода отчетности в рамках мониторинга национальных целей за счет автоматизированного сбора данных. А система ГАС «Управление» позволит осуществлять онлайн мониторинг их достижения. Еще на платформе ГАС можно будет выводить прогнозы достижения показателей наццелей. У субъекта часто запрашивают одни и те же данные несколько федеральных ведомств. Причем данные предоставляются разные: в одном случае, все плохо, в другом – наоборот. С введением ГАС «Управление» информация будет единой. Большая часть задуманного, уже реализована на практике.
Естественным образом автоматизация сбора данных запускает в ход еще одну популярную функцию – это оценка профессионализма и компетентности местных органов власти. Изначально планировалось, что посредством ГАС «Управление» будет оцениваться работа чиновников «по достижению важнейших показателей социально-экономического развития и исполнению ими своих полномочий». Пока этот инструмент задействован в пилотном режиме. Но в некоторых регионах попадание в «красную зону» уже влечет за собой негативные последствия для руководителей муниципального звена.
Концессионный надзор
Примечательно, что проекты государственно-частного партнерства также отданы под беспристрастный надзор ГАС «Управление» с 2017 года. А в этом году правительство еще сильнее завинтило гайки, обязав муниципалитеты вносить больше сведений о концессионных соглашениях в ГАС. По новым правилам нужно будет документально подтверждать все сведения. Кроме того, система проследит, в том числе, за тем – выполняют ли стороны взятые на себя обязательства по достижению целевых показателей концессий, соблюдают ли сроки реализации проектов. Эта строгость возникла неспроста.
С недавних пор государство активно взялось за реализацию концессионной политики – стратегический размах и финансовые объемы этой деятельности впечатляют. Только в рамках Дальневосточной и Арктической концессии фигурирует цифра в 300-500 млрд рублей. Эти деньги планируется привлечь – под гарантию государства расплатиться с инвесторами в ближайшие 20 лет. Внедренный по поручению Президента Российской Федерации механизм «квоты в обмен на инвестиции» применяется не только Минвостокразвития. У него огромные перспективы практически во всех отраслях и во всех регионах, не только на Дальнем Востоке и в Арктике.
Замечательно и то, аналогичные требования размещения данных в системе возлагаются не только на концедента, но и на публичного партнера.
Интеграция систем – синтез управленческих решений
С технической точки зрения перед оператором системы стоит несколько фундаментальных задач.
По некоторым неофициальным данным они уже полностью или частично выполнены.
1) Интеграция ГАС «Управление» и ГИИС «Электронный бюджет» для обеспечения сбора, обработки и визуализации данных по показателям достижения национальных целей. 2) Доработка локальных систем ведомств и субъектов для автоматизированной выгрузки данных в ГАС «Управление». 3) Доработка локальных систем госкорпораций и коммерческих организаций для автоматизированной выгрузки данных в ГАС «Управление».
Третий пункт выглядит весьма интересным с точки зрения дальнейшего развития корпоративного капитализма в РФ. Если крупнейшие компании и естественные монополии страны естественным образом «включатся» в ГАС «Управление» – это во многом упростит работу над реформой 223-ФЗ. Конфликт интересов между государством и крупным капиталом может быть решен эволюционным путем за счет за счет модернизации бюрократической модели. Это современный политический тренд, который называют «второй волной цифрового государственного управления». В переводе на популярный язык, электронное государство становится админом сети центров принятия решений, что не противоречит командоцентризму, но представляет процесс принятия государственных управленческих решений как результат интегрированной системы. Корпорации становятся органичной частью этой интегрированной системы, а государство в таком случае рассматривается как цифровая платформа.
На своем софте
Все решения ГАС «Управление» реализованы в единой программно-аппаратной платформе российского происхождения. Новое отечественное решение Naumen Service Desk позволило не только снизить зависимость от импортных продуктов, но и существенно сократить затраты на сопровождение и развитие системы. В настоящий момент выполняется настройка интеграции Naumen Service Desk с ГАС «Управление» в части контроля за выполнением задач в рамках реализации национальных проектов, сообщают в Казначействе.
– Перевод системы управления эксплуатации на стек импортозамещенных технологий стал очередным технологическим вызовом. Перед нами стояла задача не просто поменять, а доказать, что отечественный софт способен работать на сопоставимом с мировыми лидерами ИТ и в чем-то даже лучшем уровне качества сервиса, — говорит Александр Албычев, заместитель руководителя Федерального казначейства. — Ключевое звено системы управления эксплуатацией ведомства мигрировало на отечественный Naumen Service Desk.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет