Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Союз закупщиков России рассказал о болевых точках национальной экономики

Консолидация баз данных о поставщике, анализ рынка по социально значимым товарам, новые критерии эффективности закупок
Союз закупщиков России рассказал о болевых точках национальной экономики
Теги: #Союз закупщиков России

На Международной неделе бизнеса-2023 в Уфе в рамках специальной секции «Вектор закупок – шаг в цифровое будущее», обсуждались актуальные запросы заказчиков и поставщиков на совершенствование правоприменительной практики. Чего прямо сейчас не хватает для развития? 

Об этом лучше всего знают практикующие профессионалы закупок. В основе деятельности Союза закупщиков России 15-летний опыт работы Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам, из которого выросла новая организация. За прежние годы работы ее экспертами были отобраны и внедрены более 40 передовых региональных практик в сфере закупок. Работа над наполнением библиотеки эффективных практик продолжается. Вместе с тем у Союза появились и новые цели, которых прежде не было. Это обусловлено изменившейся структурой организации: теперь к участию в ней допущены юридические лица. А вкупе с государственными муниципальными заказчиками – госкомпании и госкорпорации.

В числе теоретических проектов Союза закупщиков России кодификация законодательства о закупках. В рамках этого направления планируется выработать подходы к объединению законов и подзаконных актов в единый кодекс закупок.

Павел Тихомиров, генеральный директор Союза закупщиков России:

– Есть такая идея и есть соответствующее положение в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов, подготовленной Минфином РФ.

Помимо функционала электронных площадок и той автоматизации, которая уже применяется в закупках на разных уровнях, в теории существуют еще сервисы, которые пока не реализованы на практике. Союзом закупщиков выявлены такие потенциальные направления развития.

Сервисы для анализа рынка поставщиков, в том числе для расчета и обоснование НМЦК. Ряд передовых площадок уже делает это в частном порядке, однако для массового внедрения таких механизмов требуется их описание в виде передовой практики.

Сервис для оптимизации формирования технических заданий и технической документации к продукции, и вытекающие из этой необходимости сервисы для профессиональных обсуждений на базе электронных торговых площадок.

Сервисы индекса деловой репутации. Доверенная платформа по обмену данными по результатам аудита поставщиков и производителей.

– Не секрет, то, что мы видим в заявке, не всегда соответствует действительности, – поясняет П. Тихомиров. – Нужна объективная информация о поставщике. Находятся поставщики, которые в заявке пишут одно, а на практике представляют из себя другое. Крупные компании с государственным участием, работающие по 223-ФЗ, в своих внутренних системах проверки контрагентов хранят информацию о поставщиках,  которая была получена своими силами, в рамках собственной аналитики (выезд на место, на завод-изготовитель, проверка системы контроля качества и т.д. ). Однако между собой такой информацией никто не обменивается. Считаем, что система обмена такими данными – требование завтрашнего дня.

Объединение информации о поставщика – это путь к сокращению издержек и рисков. Примечательно, что крупные корпоративные заказчики при анализе контрагентов выходят далеко за рамки информации, которая обычно указывается в ЕИС

Фактуру таких данных могут составлять не только данные о проверке контрагентов. Их можно синтезировать из сторонних источников:

Судебные решения, лицензии, разрешения, сведения об опыте исполнителя, данные технического аудита, данные субподрядных организаций, которые уже работали с контрагентом; индексы деловой репутации. Косвенно о поставщике свидетельствует: портфель проектов, задействованный персонал, данные претензионной работы.

Союз закупщиков России уже приступил к реализации проекта по объединению таких баз данных о поставщике. 17 ноября состоялась установочная сессия Союза, на которой проект поддержали такие крупнейшие корпорации страны: «Росатом», «Роскосмос», «Ростех», «Ростелеком», «ОАК».

– Крупные заказчики понимают, что объединение усилий в данном направлении – это снижение их издержек, – рассказал Павел Тихомиров. – Это путь к повышению вероятности исполнения контракта, снижение рисков неисполнения. За этим будущее, к которому мы стремимся.  

Анализ рынка по отдельным видам продукции и проведение дней поставщика. Выработка стандарта аудита данных о поставщике (*квалификация).

Технологии анализа рынка весьма разнообразны и у Союза закупщиков России нет цели, опередить тех экспертов, которые добились на этом поприще огромных и заслуженных достижений. Идея в том, чтобы помочь заказчикам ориентироваться в тех социально чувствительных рынках, по которым нет понимания конкурентного листа. Это, например, такие виды продукции как медтехника, дорожная техника, разработка программного обеспечения, строительство дорог, спецодежда. В силу внешних факторов меняются логистические цепочки, развивается параллельный импорт и импортозамещение.

Здесь Союз закупщиков России готов предложить свою оперативную помощь. Экспертный ресурс организации позволяет анализировать данные при помощи простой пошаговой методики.

1) Сводится потребность из планов закупок. 2) Выявляются уникальные предметы закупок или импортозамещение. 3) Проводится изучение рынка поставщиков и производителей. 4) Составляется конкурентный лист по каждому предмету закупки и региону потребности. 5) Изучается опыт и квалификация поставщиков из конкурентного листа. 6) Всем поставщикам предлагается сделать свои презентации и портфолио. 7) Формируется отчет об анализе рынка поставщиков и состоянии конкуренции по конкретному виду продукции. 8) Проводится «день поставщика» по видам продукции, на который приглашаются члены Союза и представители поставщика.

Пересмотр приоритетов ценового снижения в закупках

Эта идея в последние годы все настойчивее становится предметом дискуссии в экспертном сообществе. Если для поставщика и производителя основным мотиватором для борьбы за потенциальный контракт является получение прибыли, то для заказчика эта цель зачастую противоположная: добиться экономии бюджета. Однако на октябрьской конференции ФАС в Сочи среди трех факторов «цена, качество, срок» заказчики отдавали приоритет «качеству». Благодаря современным цифровым аналитическим сервисам некоторые заказчики, в том числе региональные (Москва и МО) достигли такого уровня, что при расчете НМЦК точно попадают в рынок.  Аналогичные системы есть у госкорпорации «Росатом», которая даже намерена на их основании внедрить практику заключения контрактов по расчетной цене. Логика железная: «нам не нужно, чтобы из-за снижения цены падало качество».

Павел Лисин, эксперт АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений», член экспертно-консультативного совета по совершенствованию антикоррупционного законодательства и законодательства в сфере государственных и муниципальных услуг:

– На первом месте в 44-ФЗ «эффективность и результативность закупок». Это очень важный момент. Однако, в законе нигде не говорится про экономию бюджетных средств как первоцель. Официально утвержденных критериев эффективности, при этом, до сих пор нет, никто, на самом деле не может сказать: что есть эффективная закупка? Контролеры говорят: «чем дешевле купили, тем эффективнее потратили бюджетные средства»… Кто-то считает, что надо смотреть в перспективе: сколько потом, условно говоря, в течение пяти лет, эта закупка вытащит средств из кармана заказчика? Критерии эффективности закупок нужно приводить к научному единообразию. Это одна из наших задач в рамках работы Союза закупщиков России.

Павел Тихомиров, генеральный директор Союза закупщиков России:

– Возможно, следует отказаться от государственной квазиэкономии и проводить торги по фиксированной цене. Только среди квалифицированных поставщиков. Такая идея завтрашнего дня, которая витает в воздухе. Это смена парадигмы. Конечно, прямо завтра мы не увидим таких изменений в закон, но это объективная тема для дискуссии.  

Справка

Направления деятельности Союза закупщиков России утверждены учредительным собранием организации:

  • Оказание содействия в выработке решений по совершенствованию закупочного законодательства.
  • Участие в экспертизе проектов нормативных актов, госпрограмм и планов развития.
  • Изучение, обобщение и распространение передового опыта.
  • Содействие экономическому развитию территорий.
  • Разработка методик, стандартов, кодексов, положений.
  • Научно-исследовательская, аналитическая работа.
  • Просветительская работа и обеспечение актуальной информацией.
  • Развитие информационной инфраструктуры
  • Защита интересов членов Союза.
  • Медиация и досудебное урегулирование споров.
  • Ведение библиотеки лучших практик в сфере закупок.
  • Рейтинги.

Автор: Андрей Троянский

22 ноября 2023, 16:22
552
Теги: #Союз закупщиков России

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.