Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

«Состязательные закупки» с ограниченным размещением информации

Какими способами крупнейшие корпоративные заказчики страны видят возможность законного установления режима конкурентных закупок в закрытом контуре?
«Состязательные закупки» с ограниченным размещением информации
Теги: #223-ФЗ #Закрытые закупки #Правоприменительная практика

Задача возвращения закупок госкомпаний и госкорпораций в поле зрения государства, пересекается с темой повышения доступа поставщиков к таким закупкам. Важно понимать, что это две разные дискуссии, два разных типа зрения и две разных цели. Если государству важно видеть все, то рынку нужно показывать только избирательные фрагменты. Если государству важно управлять импортозамещением (в том числе, через национальный режим), то для участников рынка в приоритете решение первостепенных производственных задач и обеспечение нужд.

Больше года, после введения антироссийских санкций в стране действует 301 постановление Правительства РФ, которое позволяет корпоративным заказчикам засекречивать информацию о контрактах. Побочным эффектом этой нормы стало сокращение конкурентного рынка по 223-ФЗ в разных отраслях, возникают сложности с обеспечением нужд самих заказчиков, отмечаются непреодолимые барьеры для поставщиков. Вместе с тем, ясно, что часть этого сформированного рынка готова продолжать работать даже под угрозой внесения в черный список. С одной стороны, на торги продолжают спокойно заявляться дочерние компании, которым, по большому счету, все равно, попадут они под вторичные антироссийские санкции или нет. С другой стороны, есть прецеденты блокировки привычной хозяйственной деятельности российских компаний, по самым незначительным поводам. Импорт используется как зацепка. Несостоявшиеся закупочные процедуры стали одной из проблем закрытого контура закупок по 223-ФЗ. Это прямое следствие отсечение значительной доли бизнеса от привычных каналов взаимодействия с госкомпаниями и госкорпорациями.

Профессионалы закупок вместе с государством пытаются нащупать золотую середину в решении этого вопроса. Проблема детально обсуждалась на недавнем совещании «Союза закупщиков Росси» в Интерфаксе. Крупнейшие заказчики высказали свои предложения.

  • Роскосмос

В госпорпорации «Роскосмос» считают, что в условиях санкций не следует решать процессуальные вопросы закупок в ущерб производственным планам. Страна находится под санкционным давлением: одновременно необходимо и перестраивать технологические процессы, и ускорять индустриализацию с «тихим» обновлением средств производства за счет импортных технологий и комплектующих. Цепочка обеспечения работает, в том числе, благодаря отечественным предприятиям, входящим в хозяйственную структуру госкорпорации. Они являются прямыми или косвенными импортерами различного имущества. Поэтому они не могут отсвечивать во взаимосвязях с «Роскосмосом».

Выступая на совещании «Союза закупщиков России», представитель госкорпорации подчеркнул важный нюанс:

«В первую очередь необходимо защитить сведения о производимой продукции. Сокрытие сведений о поставщике и о договоре, – этого нам мало. Мы с этим уже сталкивались. Когда предприятие поставщика побеждало в борьбе за конкурентную поставку, для нужд «Роскосмоса», затем начинали действовать запреты на продажу этому предприятию критически важных компонентов из-за рубежа. Нам отвечают, что не могут выйти даже на полузакрытые торги, поскольку импортируют какие-то компоненты или материалы для собственных нужд, а следовательно, рискуют попасть под санкции».

В «Роскосмосе» подчеркивают, что три отобранных площадки: АСТ «ГОЗ», ООО «ЭТП» ООО «Электронная торговая площадка ГПБ», защищены от внешних информационных воздействий, в том числе от кибератак и взломов со стороны иностранных служб.  В этом контексте действует безотказное правило: чем шире круг лиц, имеющих доступ к информации, тем более вероятна возможность ее утечки.

«Роскосмос» поддерживает концептуальный подход государства к тотальному закрытию закупок госкомпаний и госкорпораций; но с оговоркой, что самому заказчику по 223-ФЗ необходимо предоставить право самостоятельно решать, какие закупки допустимо провести в частично открытом конкурентном режиме.

«Заказчик лучше других способен оценить все риски, и, если это действительно необходимо, то провести открытую конкурентную закупку в ограниченном информационном поле», – подчеркивают в «Роскосмосе.

Если же регулировать линейными методами, то есть риск вытолкнуть весь сложившийся конкурентный рынок на закупки у едпоставщика.

  • Росатом

Основная масса структур Росатома оказалась под санкциями в 2023 году. В этом же году осуществлялся переход на закрытые площадки, преимущественно на АСТ «ГОЗ».

Инна Мельченко, директор Департамента методологии и организации закупок госкорпорации «Росатом» (на Всероссийской конференции ФАС России в г. Сочи):

– Для нас переход в закрытый контур оказался довольно сложным. Основная проблема – это большое количество несостоявшихся закупочных процедур. Очень низкий уровень конкуренции. Поставщики, которые традиционно ориентировались на рынок Росатома, были аккредитованы на публичных площадках. Но быстро, в течение одного-двух дней, перейти на закрытую площадку не получается. Кроме того, это стоит денег, весьма ощутимых для малых предприятий (создание рабочего места, его аккредитация, информационная безопасность). Ситуация постепенно выправляется, однако уровень конкуренции все равно несопоставим с открытым контуром. Необходимо дать возможность заказчику проводить обычные закупки, не обладающие стратегической важностью, на обычных, открытых, аттестованных площадках.

По данным «Росатома», в первые месяцы после перехода в закрытый контур показатель несостоявшихся закупок достигал 65% процентов. Неопределенность и рост цен вынуждали заказчика переигрывать процедуры. Как итог, в первом полугодии 2023 года – отмечается существенный рост закупок у единственного поставщика по результатам несостоявшихся конкурентных процедур.

– Мы как госкомпания постоянно стремимся к повышению эффективности закупочных систем.  Поэтому у нас отстроена полная автоматизация, интеграционные схемы с другими торговыми площадками. Получается, что ситуация с закрытым контуром вынудила нас откатиться на несколько шагов назад. В плане трудозатрат, закупки стали значительно сложнее. Когда речь идет о закупках стратегического значения, и закупках связанных с гостайной, ни у кого вопросов в обоснованности закрытого контура не возникает. Но в данном случае речь идет о закупках, которые не представляют вообще никакого интереса с точки зрения санкционной политики. Это чисто хозяйственные закупки, которые в рамках 301 постановления любой субъект, попавший под санкции, должен полностью уводить на закрытые площадки.

Предложение «Росатома» состоит в том, чтобы обеспечить для закупок, не обладающих гостайной, режим частичной секретности, когда закупки осуществляются без указания конкретных юрлиц («участник 1», «участник 2»). В экосистеме Росатома остается еще порядка 300 предприятий, которые пока работают не под санкциями, проводя вполне открытые конкурентные процедуры. Примечательно, что сейчас у этих поставщиков есть четкое понимание, что санкционное давление на госкорпорацию будет лишь усиливаться, однако на качество конкурентной среды страх попадания под вторичные санкции не влияет. Это значит, что компромиссный вариант с частичным закрытием данных в открытых процедурах для определенного класса российских поставщиков является вполне адекватным решением.

  • Роснефть

Наличие любых санкций создает огромные проблемы прежде всего для производства. В «Роснефти» отмечают случаи, когда трудности возникали даже по закупкам 2022 года, когда подрядчики отказываются от сотрудничества под угрозой вторичных санкций. В «Роснефти» поддерживают идею разграничения понятий о «закрытых» закупках и закупках, с частично засекреченной информацией. После нормативного разграничения этих понятий предлагается расширить круг проведения специальных закупочных процедур с трех до восьми площадок. При этом технология «заблюривания» данных должна давать возможность заказчику выбрать, какую именно часть информации следует скрыть (возможно, это данные по географии поставки, или наоборот – по предмету закупки).

Автор: Андрей Троянский

13 ноября 2023, 12:58
559
Теги: #223-ФЗ #Закрытые закупки #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.