В конце марта Президент адресовал Правительству РФ, Министерству обороны и правительству Москвы поручение повысить эффект от технологий двойного назначения в отрасли беспилотной авиации.
- Ранее было объявлено, что научно производственные центры БПЛА смогут получать субсидии только при условии одновременной адаптации своей продукции под нужды гражданского рынка. А в 2023 году Владимир Путин поручил создать в стране сеть работающих по принципу «одного окна» центров поддержки проектирования, испытаний, производства и подготовки к сертификации беспилотных авиационных систем.
Беспилотники – это пробный шар. Отрасль создается с нуля, поэтому здесь есть место для административного эксперимента крайне важного для страны.
На самом деле, в аналогичной модели форсированного развития сейчас нуждаются не только БПЛА, а любые отрасли российской промышленности без исключения. На стыке оборонки и гражданского сектора должна возникнуть новая регуляторно-производственная зона, где будут разрешены закупки и финансовое обеспечение по особым правилам, совмещающим лучший опыт законов – 44/223/275-ФЗ.
На Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в течение нескольких лет начиная с 2019 года, проходит презентация проекта кластеров двойного назначения. Это стратегия идеологически близкая к тому, что сейчас пытаются учредить в отрасли БПЛА. Замечательная концепция, которая, к сожалению, реализуется эпизодически: ровно в тех фрагментах экономики, где сложился удачный расклад: имеется спрос и инфраструктура для использования ресурсов оборонки в гражданских целях. Полагаем, что нужно использовать эту тактику не фрагментарно, а централизовано, буквально насаждая и форсируя такие кластеры по разным технологическим направлениям.
Заход через инжиниринговые центры выглядит наиболее приемлемым способом достижения этой суперцели. Такие центры уже отлично показали себя в IT и приборостроении. Их необходимо масштабировать на все, до чего дотянется рука государства и внутреннего промбизнеса, мотивированного гарантированным заказом.
Однако, главным уязвимым звеном такой системы остается интеллектуальная собственность на результаты научной деятельности (РНД). В российском законодательстве до сих пор не созданы механизмы, разграничивающие обращение военных технологий на внутреннем рынке либо переток гражданских технологий в обратном направлении. Наконец, нужно установить чёткие правила внедрения изобретений в производственный процесс. Для гражданской промышленности их не существует, и сфера НИОКР – работает в режиме «кто во что горазд». В военной промышленности все наоборот: регуляторика и военная приемка зачастую действуют с перегибами и доводят до бюрократического абсурда, который тормозит прогресс и конверсию.
Нужна золотая середина. Однако ее достижение крайне затруднено физическим отсутствием суверенного законодательства об интеллектуальной собственности. Сейчас Россия руководствуется сомнительными нормами международного патентного права, которые как минимум устарели в свете новых глобальных событий, а как максимум – вредят технологическому развитию страны и наносят ей невосполнимый ущерб.
Недавно Минобрнауки предложило передать кабмину право определять порядок управления принадлежащими государству правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Понадобятся поправки в Гражданский кодекс. Обещают, что это упростит оформление сделок с изобретениями и защитит права разработчиков. Отличные намерения, которые, увы, могут ими и остаться.
В пояснительной записке сообщается, что большинство патентов госучреждений в науке поддерживаются один-два года, затем правовая охрана прекращается – де-факто за этот срок и должна происходить продажа прав. Однако сейчас ГК устанавливает только общие нормы в области управления интеллектуальными правами. «Определение порядка снизит инвестиционные и правовые риски — сейчас руководители учреждений зачастую отказываются от сделок из-за сложностей, в том числе связанных с оценкой РИД на стадии заключения лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительного права» – сообщают в ведомстве.
Регулирование со стороны правительства (хотя бы в ручном режиме) избавило страну от таких позорных случаев, когда компания-релокант утаскивает научное открытие за границу вместе с оборудованием и выводком ценных кадров. Поумерило бы аппетиты иностранных венчурных фондов, которые давно размежевали российскую науку на плантации и дармовые «Кемски волости», чтобы высасывать уцелевший инженерный и кадровый ресурс прежней высокоразвитой цивилизации. До начала СВО буквально в каждой отрасли: от агротехники до трансмаша работал иноземный венчурный пылесос.
Доходит до смешного: когда крупнейшая госкорпорация выкупает втридорога из Европы РНД своего же института. Потому, что он болтается где-то на периферии и числится как непрофильный нерентабельный актив. Когда западный фонд за копейки подбирает едва оперившееся изобретение захолустного забайкальского вуза (даже не для дела, а просто, чтоб лежало про запас).
Свою замечательную инициативу правительство маскирует риторикой коммерциализации РНД. Дескать, российские разработчики недостаточно активно оформляют и продают свои изобретения. За весь 2024 год, число сделок с НИОКРами на полезные модели и опытные образцы составило всего лишь 2,5 тыс. Роспатент получил 21,5 тыс. заявок на изобретения от российских заявителей. Из них 43% пришлось на вузы и научные институты. Это микроскопически мало в сравнении с ведущими глобальными конкурентами РФ. Мол, на новых принципах коммерциализации все пойдет веселей. Да ради Бога! Лишь бы локализовалось в России и не было бесплатной кормовой базой для «наших дорогих партнеров».
Характерно, что задача перехода к двухконтурной модели промышленности (где внутренний контур работает на оборонку, а внешний – на гражданский рынок и экспорт) не является уникальным для России. Это тенденция, в фарватере которой следует весь передовой мир: на базе отдельных государств или их геополитических союзов создаются закрытые экономические экосистемы полного цикла с очевидной структурой военно-гражданского симбиоза.
Это подтверждается статистикой существенного роста военных бюджетов ЕС, США и государств Юго-Восточной Азии, многочисленными новостями о том, как индустриальные концерны, прежде работавшие только в потребительскую корзину, с пол оборота запускают «второй конвейер» для армии. В лидерах тот, у кого выше скорость переключения с одного конвейера на другой, скорость переброски проектных кадровых команд и финансовых ресурсов между мирно/военными циклами. В идеале такой реверс тяги должен происходить вообще без издержек. Создатели истребителей легко включаются в выпуск мирных аэропланов и дирижаблей, производители бронетехники участвуют в обновлении сельхозмашин, военные материаловеды загружаются задачами энергетики и т.д.
Очевидно, что переход к двойному технологическому укладу потребует серьезной достройки законодательства о закупках.
Пояснение от Сергея Гаврилова, председателя Комитета Госдумы по вопросам собственности:
– В дополнение к рыночным методам пересматривается структура планирования заказов, которая обеспечивает предприятиям устойчивые перспективы развития и снижает зависимость от краткосрочной конъюнктуры. Для этого должны быть задействованы механизмы долгосрочных контрактов, программное целевое планирование и формирование технологических консорциумов.<…> Формирование структуры заказа не может ограничиваться исключительно бизнес-подходами, так как продукция таких предприятий затрагивает основные государственные интересы и требует особого режима производства и дальнейшей реализации продукции.
По мнению ведущих экспертов Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», подходящей почвой для создания двухконтурных консорциумов является закон «О промышленных ГЧП». К этой научной отрасли можно отнести офсетные контракты, СПЗК, проекты доращивания малых технологических компаний. Форум пройдет 23-25 апреля в Санкт-Петербурге. В деловой программе предусмотрено специальное мероприятие: «Долгосрочные контракты и устойчивые цепочки поставок – развитие партнерств, специнвестконтрактов и ГЧП».
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет