Несмотря на исключительный правовой статус, эволюция закупочной экосистемы Банка России во многом повторяет общие тренды развития контрактной системы страны, осуществляемые в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Но есть и уникальные механизмы, представляющие интерес для государственных и корпоративных заказчиков с точки зрения правоприменительной практики.
Директор департамента закупок Банка России Мария Тимошенко рассказала о масштабных процессах цифровизации закупочной инфраструктуры ЦБ:
– Мы расширяем периметр взаимодействия с поставщиками на всем горизонте закупочной процедуры. В ближайшей перспективе планируем перейти на электронное подписание договоров.
Чтобы подготовить этот процесс, Банк России уже ввел электронное предоставление проекта договора. Это ускоряет согласование на этапе его подписания с победителем.
В параллели со всей закупочной системой РФ Банк России переходит к электронному актированию:
– На этапе исполнения договора мы уже имеем возможность обмениваться первичными учетными документами в электронном виде, – сообщила Мария Тимошенко. В дальнейшем это позволит перейти к оцифровке исполнительной части контракта.
Приоритеты нестоимостных критериев оценки заявок также, как и в закупках всей страны, являются трендом для Центрального банка:
– В приобретении сложной инновационной продукции для нас более значимым является не ценовое снижение, а критерий качества, – подчеркнула в ходе конференции Мария Тимошенко. – Причем речь идет не только о продукции, но и о надежности – стабильности поставщика, наличия у него соответствующей материально-технической базы, его готовности и способности выполнять обязательства в длительном периоде. Поэтому мы также переходим к комплексной оценке предложений. В ближайшем будущем мы намерены в меньшей степени использовать такие формы как аукцион и запрос котировок – перейдя к конкурсам и запросам предложений.
Напомним, в запросе предложений (как его трактует правоприменительная практика 44-ФЗ) побеждает заявка, содержащая наилучшие условия исполнения контракта. Таким образом, акцент делается на проблеме дальнейшего целевого использования объекта закупки. (Используется ли объект закупки в стратегической перспективе, как часть осмысленной экономической политики? Насколько эффективно израсходованы затраченные бюджетные средства?)
По мнению некоторых экспертов, это единственный (из доступных) инструмент, который фокусирует действия заказчика и поставщика на цели закупки. То есть, на получении реального конечного результата (товары, работы и услуги своевременно, в требуемом качестве и количестве (объеме), за оптимальную цену.
Как считает заместитель заведующего кафедрой финансового права ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» Виталий Кикавец, в 44-ФЗ запрос предложений был именно тем оптимальным способом, который позволял заказчику действовать осмысленно, закупая продукцию под свои потребности, привязанные к реальной экономике; выставлять именно те критерии требования к закупке, которые отвечают поставленным целям, хотя бы краткосрочным.
За «скобками» контрактной системы
Особый правовой статус позволяет Банку России реализовать довольно любопытные механизмы, недоступные обычным заказчикам и поставщикам, работающим по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Так, один из наиболее полезных инструментов в закупочной практике Банка России – это заключение договоров с несколькими победителями. По словам Марии Тимошенко, это работает как инструмент повышения конкуренции – и как дополнительные возможности для поставщиков одновременно. Механизм удобно применять, если, например, заказчик понимает, что один поставщик может не обладать всей полнотой ресурсов для исполнения контракта и покрыть потребность в продукте или качестве. В свою очередь, заключение нескольких контрактов защищает не только интересы заказчика – но и интересы поставщиков, которые страхуют друг друга. В случае невыполнения обязательств поставщик не станет уклонистом, поскольку есть второй и третий контрагент.
По словам Марии Тимошенко, ЦБ делает ставку на долгосрочных договорных отношениях с поставщиками в горизонте трех лет. Договоры также заключаются на пятилетний период.
В договорах Банка России существует возможность привлечения субподрядной организации. Можно создать сотрудничество, для того чтобы удовлетворить потребность в том регионе, который удобен поставщику, а удаленный регион передать субподрядной организации. Весьма полезный инструмент для работы на рынках субъектов РФ, которые чаще всего являются полигональными.
Еще одна любопытная практика, о которой упомянули в ходе конференции: ЦБ использует единые шаблоны, типизируя требования к продукции. Было бы очень полезно видеть аналогичные формы массовой стандартизации и в госзакупках по 44-ФЗ. Корпоративный сектор уже начал двигаться в этом направлении в рамках 223-го федерального закона.
Цифры и факты
В 2020 году Банк России заключил с поставщиками контракты на сумму почти 12 млрд руб. Центральный бснк проводит свои конкурентные закупки на электронной торговой площадке (ЭТП), «Сбербанк-АСТ» («Сбер А»), в текущем году банк провел 1,2 тыс. закупок на общую сумму 8,4 млрд рублей. В 2020 году Банк России получил больше 98% прибыли на продаже акций ПАО «Сбербанк».
Справка
Все государственные и корпоративные закупки осуществляются в соответствии с законами № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Однако в системе органов власти финансовый регулятор Банк России имеет особый статус, поэтому его закупочная деятельность регламентируется отдельным документом — Положением Банка России № 632-П.
Не только цена, но и ценность владения
На конференции представители крупнейших коммерческих банков страны делились собственным опытом организации закупочных функций с целью соблюдения баланса между стоимостью продукции, ее качеством и надежностью поставщика.
Закупочные стратегии многих коммерческих банков строятся на нестоимостных приоритетах.
Банки используют дифференцированный подход в зависимости от категории закупаемой продукции или услуг. Есть стандартные виды товаров (канцелярия, расходные материалы, оборудование), среди поставщиков которых наблюдается высокая конкуренция. Для таких случаев используются классические методы выбора поставщика, и основным критерием является цена. Однако в поставках более сложной, и особенно высокотехнологичной продукции, связанной с IT, ценовое снижение уже не играет ключевой роли.
Выступая на площадке ЦБ представители большинства банков признались, что закупая IT-платформу, они в первую очередь смотрят на опыт поставщика в аналогичных проектах, на качество команды, которая приглашается для внедрения.
Более того, бывают случаи, когда цена принципиально не является определяющим фактором. Например, в категории рекламного маркетинга – значительная креативная составляющая. В этом случае преференции отдаются тому, кто предлагает более интересную концепцию.
При анализе предложений и при выборе поставщиков принято учитывать рейтинговую ситуацию. Всем известно, что на рынке сейчас возникают сложности с поставкой полупроводников, что приводит к задержкам. В этой конъюнктуре цена является вторичной. Первичным является наличие продукции в доступе и готовность контрагента поставить ее в максимально короткие сроки.
Высшей формой гибкой оценки при выборе поставщиков является переход заказчика от оценки «общей стоимости владения» к оценке «общей ценности владения». Такой принцип используется при выборе инновационных решений, при оптимизации бизнес-процессов продаж и управленческих функций. Затраты при таком подходе являются вторичными, а первичным становится ответ на вопрос – какую ценность (прибыль) принесет внедряемое решение.
Представленный подход – может быть полезен для совершенствования правоприменительной практики государственных заказчиков. Особенно когда речь идет о закупках цифровых продуктов и о закупках в сфере создания инженерной инфраструктуры.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет