Теперь поставщики – субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) – могут расслабиться, а вот заказчики, наоборот, должны напрячься.
На сайте проектов нормативных актов опубликован проект Постановления Правительства РФ, который изменяет период оплаты по договорам, заключенным с субъектами МСП в рамках Федерального закона 223-ФЗ. С 1 января 2020 года такой срок будет составлять 15 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товаров, работ, услуг.
Проблема в том, что некоторые заказчики не успевали оплачивать исполненные субъектами МСП договора даже и в ранее установленные 30-дневные сроки. Причин для этого множество: и вовремя не предоставленные субсидии; и удаленность филиала, по адресу которого производилась поставка, от головной организации, производившей оплату; и «бюрократическая система» заказчика (документы на оплату должны пройти согласование множества должностных лиц, прежде чем денежные средства по ним будут выплачены).
Беда некоторых заказчиков – это отделы, отвечающие за планирование бюджета. Теперь все это придется реформировать и усовершенствовать.
Здесь в системе закупок существовали некоторые логические нестыковки. Почему решение вопросов, связанных с оплатой, начинается именно на этапе, когда необходимо уже производить оплату? Ведь до размещения извещения о закупке она проходит согласование всех уровней учреждения. А затем производится снижение на торгах, соответственно, еще и возникает экономия от запланированных денежных средств на оплату.
Какие бы причины ни возникали у заказчика, от задержек с оплатой всегда страдали поставщики, которые, в отличие от заказчика, все запланировали. К тому же некоторые поставщики кредитуются в целях обеспечения исполнения условий договора, и несоблюдение заказчиком сроков оплаты влечет нагрузку для поставщика.
В большинстве случаев на скорость оплаты влияет претензия, направленная заказчику. Но не каждый поставщик имеет необходимый уровень квалификации для составления претензии, в следствие чего ему приходится обращаться к специалистам, что опять вызывает дополнительные расходы.
Заметим, что ужесточение сроков оплаты – не единственный «кнут», который регуляторы подготовили для нерасторопных заказчиков. Есть и другие.
В целях введения административной ответственности за неисполнение требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Федеральной антимонопольной службой подготовлен проект федерального закона, согласно которому нарушение заказчиком срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 35 до 50 тыс. руб., а на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.
Возможно, все это будет стимулировать заказчиков производить оплату исполненных договоров в установленные законом сроки.
Кстати, Федеральным законом 44-ФЗ уже установлена ответственность за нарушение срока и порядка оплаты по договорам. Все чаще эту норму закона приводят в исполнение.
Вот пример из недавней практики. По результатам прокурорской проверки главврач больницы, ранее привлекавшийся к административной ответственности за нарушение сроков оплаты, был дисквалифицирован сроком на один год, в связи с чем лишен права замещать должность главного врача в указанный срок.
В дополнение стоит отметить, что действенными для поставщика являются обращения в Корпорацию МСП. В случае поступления жалобы на заказчика представители Корпорации с ним свяжутся и постараются урегулировать вопрос в кратчайшие сроки. Поэтому в случае несоблюдения заказчиком сроков оплаты эксперты рекомендуют поставщикам использовать и такой инструмент по разрешению споров.
Возможно, вскоре будет регламентирован и общий срок оплаты по договорам, заключаемым с любыми лицами, помимо субъектов МСП в рамках 223-ФЗ. Такого рода законодательные инициативы уже есть, и у них есть серьезные перспективы.
Самарские депутаты инициировали законопроект, устанавливающий предельный срок оплаты по контрактам не более 30 календарных дней от даты подписания документа о приемке товара, выполнения работы или оказания услуги по договору.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки. Потому что, учитывая широкий перечень предметов закупки товаров, работ, услуг, осуществляемых заказчиками, не во всех случаях возможно установление императивного срока оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Например, оказание услуг страхования или предоставление кредитов.
В отзыве на законопроект Правительство указало, что считает целесообразным рассмотреть возможность установления нормы, предусматривающей оплату заказчиком товара, работы, услуги в срок не более 30 дней со дня подписания заказчиком документа о приемке по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки, если иное не установлено положением о закупке.
При этом заказчику необходимо в положении о закупке установить перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых заказчиком будут применены иные сроки оплаты или порядок их исчисления.
Автор: Ирина Чуева
Комментариев пока нет