Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Через региональные бренды к новому экономическому укладу

Контроль качества, укрупнение заказов для МСП, снижение логистических затрат, демонополизация сбыта
Через региональные бренды к новому экономическому укладу
Теги: #Регионы #Стандартизация #Экспертиза

В ходе прямой линии Владимир Путин поставил задачу на системном уровне продвигать региональные бренды, оказывая адресную поддержку местному бизнесу, занятому в производстве.

– Я сейчас обращаюсь к руководителям регионов, к своим коллегам, нужно взять это под контроль и всячески способствовать продвижению региональных брендов. Вы знаете, это существенным образом разнообразит наш рынок, сделает его интересным, насыщенным и более привлекательным для потребителя.

Во-первых, президент снял идеологическое табу; в нормативной логике системы закупок подразумевалось, что приоритет региональным брендам якобы создает угрозу конкуренции.

Во-вторых, процессы формирования рынков сбыта, адаптированных под местного производителя, давно идут с переменным успехом. И противостоять им бессмысленно.

Одной из первых по этому пути пошла Вологодская область, где уже больше двух лет действует дополнительный критерий качества «Настоящий вологодский продукт», подразумевающий наличие специального сертификата. Любопытно, что в свое время против данной инициативы боролась ФАС России, но проиграла.

Аналогичный стандарт «Продукт Башкортостана» с недавних пор начали внедрять в республике. В Москве работает целая отрасль поддержки локальных брендов – программа столичного правительства «Сделано в Москве».

Сверхпродуктивный рывок в расчете на своих сделал в этом году Ярославль. По инициативе губернатора региона Михаила Евраева появился инструмент поддержки сельхозтоваропроизводителей региона «Ярославский продукт». Фишка в том, что локальному продовольственному бизнесу  системно обеспечивают не только рекламу, но и рынок сбыта. Проект «Фермерский уголок» гарантирует местным сельхозпроизводителям возможность продавать свою продукцию в крупнейших сетевых магазинах.

Проект сразу же начал приносить результаты: в Ярославской области продажи продукции местных производителей выросли в 2023 году на 7%.

Михаил Евраев, губернатор Ярославской области:

– С ноября магазины уже начали брендировать продукты питания. В проекте участвует около 800 торговых точек региона. И в каждой будет представлено до 200 единиц товаров ярославских брендов. Маркировка поможет жителям без труда находить местное. В будущем планируем брендировать и промтовары. Уверен, инициативу поддержат и представители туриндустрии. На недавней встрече они рассказывали мне, что обычно туристы задают два вопроса: что у вас можно посмотреть и что у вас можно попробовать? Проект «Ярославский продукт» поможет гостям ориентироваться в ассортименте. У нас в этом направлении уже есть хорошие результаты.  Оказываем помощь производителям непродовольственных товаров, вместе ищем новые ниши и рынки сбыта, расширяем сотрудничество с другими регионами и союзными странами.

Проблематика региональных поставщиков напрямую связана с практикой «совместной закупки», централизованной экспертизы и приемки продукции. На протяжение последних лет это магистральная тема Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Поэтому за ее самым предметным и аргументированным обсуждением можно следить на полях форума 15-17 мая 2024 года на ВДНХ.

Конкретные результаты уже есть на Русском Севере. Практика Вологды, презентованная на предыдущих форумах ГОСЗАКАЗ, содержит уникальный опыт построения целой системы продовольственной безопасности на основе регионального бренда.

На цифровой платформе 1С построена «Единая информационная система обеспечения заказчиков продовольственными товарами». Ее оператором является Комитет государственного заказа Вологодской области. В основе лежит принцип единого специализированного склада, куда стекаются все продовольственные поставки региона. Кроме согласованных планов и графиков поставок от заказчиков и поставщиков такая стратегия позволяет проводить входной контроль и экспертизу качества, заключать зонтичные договоры, в которых участвуют до сотни заказчиков (укрупнять контракты). Существует единая логистическая база движения товаров по заказчикам.

Итог впечатляет – в ежегодном режиме удалось обеспечить полный выкуп сельскохозяйственной продукции малых и средних предприятий АПК Вологодской области. Для пищевой промышленности и фермеров – устойчивый сбыт – это ключевой мотив ведения бизнеса.

За передовым опытом субъектов РФ в этой области постоянно следит Союз закупщиков России. К примеру, в октябре текущего года Ставропольский край защитил практику «гарантирующего поставщика». Уже сейчас по верифицированным практикам Вологодской и Нижегородской областей, которые ранее были представлены на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», видно, что региональные бренды – гораздо больше чем просто поддержка малого бизнеса, о которой сказал Президент. Это еще и контроль качества, и нарушение монопольных порядков ритейлерских сетей, и ценовое снижение по ряду номенклатурных позиций, и устранение посредников-перекупщиков.

Лучшие модели развития региональных брендов, верифицированные Союзом закупщиков, показывают, что выделение местных товаров в особую группу, естественным образом влечет за собой и контроль качества по этой группе, и повышенные требования к экологичности, долговечности брендированных товаров. Добиться этого можно только двумя легальными способами: стандартизация и экспертиза.

1. В первом случае речь идет о системах добровольной сертификации (СДС) продукции и услуг. Этот механизм пока находится в зачаточном состоянии, но любопытные примеры, действительно влияющие на рынок, уже есть. В Северной столице действует СДС «Петербургский стандарт качества», распространяется на Санкт-Петербург, Ленобласть и соседнюю Новгородскую область. Есть системы добровольной сертификации «Самарское качество», «Кубанское качество», «Тульский стандарт» и другие.

С учетом популярных политических тенденций, а также в виду стремительного развития нормативной системы стандартизации и сертификации в РФ, строительство локальных субъектовых СДС – вполне может стать реальностью завтрашнего дня. К этому подталкивает сама логика экономических процессов: сосредоточение большей экономической власти в руках губернаторов, появление новых цифровых механизмов торговли, маркетплейсов и систем закупок малого объема, адресованных представителям МСП.

2. Экспертиза – это более сложный механизм, главным препятствием для которого являются ее себестоимость и нехватка квалифицированных независимых специалистов. Однако именно централизация контроля качества вокруг регионального бренда позволяет легко и экономно решить этот вопрос за счет местного бюджета. Об этом свидетельствует опыт нескольких регионов уже внедряющих практику единого склада или механизмы контроля качества такого типа (Вологодская, Нижегородская, Саратовская область). Глубина и регулярность экспертизы могут различаться в зависимости от ситуации на рынке. А принцип действия и эффекты от централизованной приемки – во всех случаях на высоте. Помимо кратного сокращения случаев поставки фальсификата или просрочки во всех регионах, применяющих эту тактику, прослеживаются еще и позитивные бюрократические сдвиги. Появляются типовые правила приемки, работы с ветеринарной и прочей документацией.

Одна из самых интересных тем в повестке грядущего Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».

Справка

  • Товары с «географическим указанием» легализованы поправками в Гражданский кодекс РФ на основании ФЗ №230 от 26.07.2019 года.
  • Систематизацией региональных брендов в России занимается Роспатент (Федеральная служба по интеллектуальной собственности). По состоянию на начало 2023 года в стране было зарегистрировано чуть более 300 региональных брендов.

Примечательно, что количество таких регистраций в коллекции Роспатента резко возросло именно в последние два года, с тех пор как тему взяла под личный контроль председатель Совфеда Валентина Матвиенко, а местные власти осознали, что тема доходная.

– Мы продолжаем работу по выявлению и регистрации уникальных товаров субъектов. Регистрация региональных брендов в качестве НМПТ и ГУ – это еще и подтверждение особых свойств и высокого качества товара. Ведь получить такую регистрацию возможно только доказав, что товар имеет уникальные свойства и традиционный способ изготовления, присущий конкретной территории, – говорит председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

Автор: Андрей Троянский

17 декабря 2023, 14:19
502
Теги: #Регионы #Стандартизация #Экспертиза

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.