Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Закупки лекарств: преимущества централизации

Регионы делятся эффективными практиками в снабжении аптек и больниц лекарственными препаратами
Закупки лекарств: преимущества централизации
Теги: #Медицина

Сегодня субъекты РФ добиваются продления полномочий на выбор единственного поставщика при закупках таблеток. Сейчас они могут заключать такие контракты, но согласно принятому ранее закону, с 1 июля 2023 года лишатся такой возможности.

Законопроект, продлевающий полномочия, прошел первое чтение в прошлом году. Если он будет принят, то регионы получат карт-бланш на проведение медицинских закупок у ГУПов или у полностью государственных акционерных обществ. Инструмент прекрасно доказал свою эффективность в 2022 году. В регионах, использующих централизованный механизм, «практически отсутствуют отсроченные рецепты, просроченные лекарственные препараты, дефицит необходимой фармацевтической продукции и расходных материалов», — говорится в пояснительной записке.

Однако у этой меры остаются серьезные противники в правительстве. В представлении Минфина и ФАС действующий порядок является антиконкурентным. Дальнейшее решение зависит от объективного состояния внутреннего рынка. В январе Росздравнадзор сообщил о задержках в поставке некоторых препаратов в регионах.

Об актуальной ситуации с мест сообщили участники итогового заседания Экспертного совета Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам, которое проходило в конце декабря 2022 года.

Сергей Бажанов, заместитель Министра экономического развития и инвестиций Нижегородской области:

– По нашим наблюдениям, проблема касается не только Нижегородской области, но и других регионов (Республики Татарстан, Чувашии, Архангельской, Калужской, Нижегородской, Ульяновской областей). В них зачастую задействованы еще советские, государственные механизмы обеспечения населения лекарственными средствами. Они доказали свою эффективность и позволяют выполнить указы Президента в части доступности каждого сельского населенного пункта к аптечным поставкам. На примере Нижегородской области доказано, что подобная система позволяет обеспечить доступ населения к лекарствам даже в условиях мобилизационных мероприятий. Наши соседи, которые перешли на рыночные методы насыщения рынка, к сожалению, этого сделать не в состоянии. С 1 июля 2023 года право субъектов  прекращается. Ломать сложившиеся связи не совсем правильно.

По словам эксперта,  в Госдуме был предложен законопроект, который корректирует ранее принятые решения по отмене права региона определять реестр исполнителей в сфере лекарственного обеспечения 119-762-8.

– Но дальше мы получили негативный отзыв регулятора. Министерство финансов и ФАС высказались против региональной централизации таких поставок. Формально они не возражают против централизации, но согласно мнению регулятора, закупки препаратов должны осуществляться по 44-ФЗ. Однако далеко не все обеспечивается за счет областного бюджета. В большинстве случаев деньги на закупку лекарств – это деньги ФОМС, – пояснил Бажанов. 

Дело в том, что структура снабжения по правилам Фонда предполагает, что сначала лекарства доставляются пациенту – а денежные расчеты за использованные лекарства осуществляются постфактум. Снабжение на таких принципах в рамках 44-ФЗ невозможно.
А это значит, что в случае вступления новых рыночных правил лекарственного обеспечения в регионах, где применяется централизованная логистическая модель, и системы госаптек, эта модель будет ликвидирована. Существенный нюанс: как правило, сети государственных аптек распространены в тех местах, куда не идет бизнес.

Соответственно, децентрализация может ударить по малонаселенным территориям и косвенно угрожает их еще большей депопуляцией.

Подчеркнем, что наиболее продуктивный опыт регионов в лекарственном обеспечении основывается именно на централизации медицинских закупок. Причем, это опыт передовой и с точки зрения пользы для конечного потребителя, и с точки зрения экономии бюджетных средств. Рассмотрим на двух примерах: Воронежской области и Москвы.

Опыт Воронежа в развитии лекарственных закупок

В 2022 году воронежский кейс по закупкам лекарств был отобран как одна из лучших региональных практик. Он вошел в Библиотеку полезных практик, которую на регулярной основе формирует Гильдия и рекомендован к внедрению в других субъектах РФ.

Автором концепции выступает Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области.

По распоряжению губернатора, в регионе была создана специальная экспертная комиссия, которая системно занимается решением вопросов лекарственного обеспечения, а также организацией и проведением совместных аукционов или единичных закупок на поставку лекарств.

Был сформирован региональный Реестр лекарственных препаратов (с номенклатурной разбивкой на пять товарных групп). На текущий момент он включает более 2100 позиций.

Существует аналогичный федеральный каталог, однако, как отмечают в Воронеже, его позиции сформированы из усеченного набора характеристик закупаемой продукции, поэтому в ряде случаев не учитывают отраслевые и региональные особенности. Региональный реестр лекарств Воронежской области не дублирует и не подменяет федеральный  – он его дополняет. Каждая его позиция по отношению к федеральной содержит ряд дополнительной информации и документов.

Стандартизован и унифицирован закупочный процесс: расширена практика совместных закупок лекарств, появились группы «типовых» регулярно закупаемых товаров. А также утвержден комплект типовых закупочных документов. Для примера, он включает в себя: описание объекта закупки; заявку в уполномоченный орган на осуществление закупки; соглашение о проведении совместной закупки и пр.

В Воронежской области изначально делали акцент на расширении практики проведения совместных закупок лекарств. Это позволит в разы снизить издержки и значительно экономить бюджет.

Под эту задачу было разработано и утверждено «Типовое соглашение» о проведении совместного аукциона на поставку лекарственных средств, «Порядок использования Регионального реестра препаратов», «Методические рекомендации» (как пользоваться реестром). Техническое решение выглядит следующим образом: консолидатором торгов обеспечено формирование сводной таблицы потребностей с расстановкой номера лотов для каждой позиции каталога по принципам объединения в одну закупку.

Вся методика медицинских закупок интегрирована в информационную систему закупок Воронежской области, многие функции благодаря этому автоматизированы: например, формирование шаблонов типовых технических заданий, заявок заказчиков.Кстати, Региональный каталог открывает доступ к очень полезным средствам контроля за ценообразованием. Есть возможность проведения мониторинга цен на закупаемую номенклатурную позицию с указанием предельной начальной (максимальной) цены ТРУ.

В 2020 году в систему внедрен специализированный модуль обоснования начальных (максимальных) цен контрактов, в том числе при осуществлении закупок лекарственных препаратов.

Это интересно. Сервис обоснования начальной (максимальной) цены контракта представляет собой автоматизированный расчет методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с методическими рекомендациями, установленными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.

Система доказала свою эффективность в конкретных статистических показателях. Доля совместных закупок на поставку лекарственных средств с 2018 года увеличилась в три раза (а процент экономии при совместных закупках – составляет 9,65% от НМЦК).

Детально ознакомиться с практикой Воронежской области можно в наборе представленных документов.

Столичный опыт – равнение на центр

Эталонным опытом централизации медицинских закупок обладает Москва.  Механизм был презентован на Всероссийском Форуме-выставке “ГОСЗАКАЗ” в 2022 году и получил высшую оценку со стороны крупнейшего сообщества экспертов закупок, которое собирается ежегодно на этой платформе. На Форуме опыт Москвы был рекомендован представителями Минздрава к распространению в других регионах России. Имелись в виду не только долгосрочные офсетные контракты на локализованное производство и поставку лекарств (в чем Москва является абсолютным лидером), но и сами административные механизмы управления медицинскими контрактами.

В столице создана отдельная уполномоченная структура –  Агентство по закупкам (контрактная служба) медицинской отрасли. Это подвед Департамента здравоохранения города Москвы. Агентством администрируется порядка 42 тыс. процедур в год. Объем закупок организации составил 104 млрд рублей (по данным за 2021 год).

В функционал входит не только организация для проведения процедур торгов. Зачастую проблемы лежат вне процедурной части и связаны с контролем качества поставок, ценообразованием, своевременностью исполнения контрактов, бесперебойностью поставок. Особенно, если речь идет о специализированном оборудовании. Есть специальный отдел, который занимается анализом корпоративных закупок, помогает больницам и другим учреждениям здравоохранения.

Примечательно, что в Москве отказались от услуг всех коммерческих специализированных организаций еще с 2015 года.

Автор: Андрей Троянский

18 января 2023, 15:46
866
Теги: #Медицина

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.