Российская экономика доросла до структурной реформы в самой чувствительной сфере ценообразования. Первым на себе это почувствовал стройкомплекс, но здесь удалось пройти по-настоящему эволюционным путем – то есть без потрясений и ломания чьих-либо интересов через колено. Это стало возможным за счет внедрения биржевых методов торговли. Биржа оказалась «третьей силой», предложившей адекватные технические решения. Хотя, нельзя сбрасывать со счетов и взвешенную позицию Минстроя, в последовательной политике которого наконец-то присутствует читаемая логика.
Коммутатором и своеобразным демпфером для рентабельного взаимодействия всех сторон сделки выступают биржевые электронные платформы. Об этой интересной, сложной и очень своевременной работе в интервью Цифровым Закупкам рассказал Виталий Хайрулин гендиректор АО «Биржа «ЦТС»
- «Центральная торговая система» – относительно молодой игрок в отрасли, стремительно набирающий вес и расширяющий спектр деятельности благодаря некоторым уникальным сервисам.
– Какой смысл вы вкладываете в словосочетание «прозрачное ценообразование»?
– Не случайно, первым же пунктом в идеологии Биржи ЦТС прописан именно этот термин прозрачное ценообразование. Его можно достичь, только обеспечив равный доступ для всех участников к полной информации о предложениях на товарном рынке. Конечно, в создании системы с открытыми параметрами большое значение имеет полное отсутствие бюрократических и финансовых барьеров. Поэтому плата за регистрацию в качестве участника торгов на площадке ЦТС и за допуск товара к торгам составляет ноль рублей. Кроме того, предусмотрено бесплатное индивидуальное сопровождение личным менеджером каждого участника торгов. Эти принципы помогают формировать справедливые рыночные цены и ценовые индикаторы на товары.
– В экспертной среде говорят, что производители стройматериалов, да и другие участники рынка в целом, не слишком охотно делятся с государством своей ценовой информацией. Может ли биржевой подход стать решением этой проблемы?
– Дело в том, что вся обработка ценовых данных от процедуры формирования НМЦК опросным методом, до итогов открытых и прозрачных торгов на бирже осуществляется механически без участия человеческого фактора. Как таковой инициации при отправке ценовых данных от сторон сделок не требуется: вся процедура сбора и обработки сведений происходит в автоматическом режиме, ее осуществляет биржа, лицензированная Банком России. Сама задумка состоит в том, чтобы вычислить объективную, а значит справедливую рыночную стоимость при помощи биржи, избегая крайностей завышения или демпинга. Здесь поставщика не требуется каким-то образом принуждать абстрактным госрегулированием: хочешь зарабатывать – ступай на биржу и продавай (выигрывает наименьшая цена).
– Могли бы обрисовать общую картину биржевого дела в России на текущий момент? Чем различаются сервисы, предоставляемые биржами? Какие могут быть преференции для участников сделок?
– Сейчас в стране работают четыре лицензированных биржи: наша, Санкт-Петербургская, Восточная и Национальная товарная. В части стройкомплекса Биржа ЦТС, может уверенно заявить о себе, как о площадке номер один, несмотря на то, что мы относительно недавно приступили к полномасштабному развертыванию.
Во-первых мы растем благодаря самому новому и высокотехнологичному программному обеспечению – хотя мы получили лицензию в сентябре прошлого года. Мы создали полностью независимую платформу с точки зрения информационной безопасности и технологического суверенитета.
Во-вторых, за счет передовых решений обеспечена максимально быстрая и качественная идентификация и скоринг контрагентов. На все про все уходит до трех рабочих дней после предоставления пакета документов.
В-третьих, отсутствие брокеров: мы ушли от посредников, создав платформу «конечников». Это среда, в которой конечный производитель может работать с конечным потребителем в простых и комфортных условиях. Для этого не требуется никаких дополнительных процедур, терминалов или фильтров на вход в рынок. Интерфейс системы позволяет сразу работать напрямую через личный кабинет. Из вышеописанного преимущества вытекает естественное сокращение издержек (как для площадки, так и для участников сделки): нет никаких дополнительных посредников, – а значит нет и никаких дополнительных сборов, комиссий, регистраций на вход в рынок и прочих пережитков человеческого фактора. У нас только комиссия за сделку.
Причем любые инициативы наполнения лотов, аукционов, какие-то маркентинговые маневры выполняются при индивидуальной поддержке наших менеджеров бесплатно. Платим только за сделки, причем, по объективно минимальному тарифу из всех существующих на рынке торговых услуг для строительного сектора.
– Какие дополнительные сервисы есть у вашей площадки?
– Возможно, в количестве допсервисов мы где-то уступаем нашим старшим коллегам Санкт-Петербургской товарной биржи. Есть вещи, которые мы еще не успели выстроить – типа сервиса логистики и финансовой обвязки, факторинга и проектного финансирования. Это все сейчас находится в разработке. Зато мы не навязываем свои инструментарии, а в первую очередь запрашиваем нужды участников рынка (это позволяет работать на опережение и быть более гибкими). Мы находимся в диалоге с потребителями по поводу механизмов, которые им действительно нужны в текущих условиях рынка.
Поэтому, например, у нас есть такое преимущество как вариативность по формату проведения аукциона. Обыкновенно биржи предлагают действовать в стандартной схеме двустороннего встречного аукциона с анонимными заявками и обязательным клирингом, гарантирующим обеспечением.
У нас же, по итогам крупного пилотного проекта с правительством Республики Татарстан, эффективность показали открытые госзакупки через биржу в коллаборации с системой ФГИС ЦС. Такие закупки оказались более эффективными в сравнении со стандартным аукционом на понижение цены. В конечном итоге госзаказчики или их подрядчики, осуществлявшие закупки на нашей бирже, добиваются большей экономии за счет нестандартности и гибкости инструментария самих аукционов. Это устойчивая тенденция, выраженная в цифрах. В рамках 44-ФЗ доказанным эффектом обладает такой формат, как аукцион второй цены. Также мы активно заходим в сферу действия 223-ФЗ (корпоративные закупки).
Наверное, самым главным бонусом, биржи которого ищут все стороны закупок, является справедлива цена. Есть официальное прочтение 325-ФЗ (об организованных торгах), где прямо прописано, что цена, сформированная на бирже, является рыночной, является неоспоримой и признается органами надзора и контроля.
– Проявляют ли интерес к биржевым механизмам участники за пределами стройкомплекса? Если классифицировать заказчиков по типам, то кому сегодня биржа нужней?
– Сервисами нашей платформы (в силу ее изначальной специализации) активнее всего пользуются подрядчики и заказчики из строительной сферы, например, связанные с деятельностью Минтранса, также строители социальных объектов, недропользователи и природопользователи. Особое направление – закупки по линии Минсельхоза.
В ракурсе 44-ФЗ наш биржевой инструмент «закупки второй цены» показал реальную эффективность, о чем уже было доложено премьеру Михаилу Мишустину. Государство присматривается к нашему опыту в качестве перспективной правоприменительной практики. И она является универсальным решением для большинства заказчиков, независимо от того, в какой отрасли они работают.
– Помогает ли биржа клиенту видеть какую-то дополнительную информацию о характеристиках товара, упаковке реальных производственных возможностях поставщика в моменте и в перспективе, данные, которые помогали бы заказчику принять решение?
– Безусловно, наш информационно-аналитический блок выделяет и обрабатывает такие полезные сведения. Хотя, находясь на первом этапе развития, мы сразу же не углублялись в детализацию. Аналитика для удобного планирования и прогнозирования рынка под нужды заказчика – одно из перспективных направлений развития нашей платформы. Сейчас же мы отрабатываем тот функционал, который востребован заказчиками и поставщиками в первую очередь.
Например, в абсолютном приоритете классификатор продукции. Именно классификатор позволяет точно и объективно идентифицировать товары по кодам в рамках сметной документации и документации по закупкам. Даже не читая описание аукциона. Это ключевое решение, которого ждали многие пользователи, в том числе государство в лице Главгосэкспертизы. Биржа ЦТС, первая и пока единственная в стране, которая смогла этот инструмент внедрить. И мы уже начали обмениваться данными с системой ФГИС ЦС.
– Государство аккумулирует ценовые данные в соответствии с определенным стандартом?
– Совершенно верно, к информации о товаре, в том числе ценовой, со стороны регулятора предъявляется определенный набор требований, набор атрибутов, которые мы готовим по итогам торгов и отдаем в государственную систему.
Также хочу напомнить, что в конце прошлого года был принят Закон «Об администраторах финансовых и товарных индикаторов», который с 1 сентября вступает в силу. Биржа ЦТС, если так можно выразиться, идет в фарватере правоприменения по данному закону. Предполагается, что ценовая информация будет формироваться на основе определенных методик, утвержденных Центральным Банком и реализуемых профильными ФОИВами. Эти методики будут учитывать различные факторы: региональное распределение, сезонность, географию и многие другие. Сейчас ни у одной из национальных бирж таких библиотек больших данных не сформировано. Однако задачу надо выполнять, и мы можем сказать, что в силу технической вооруженности нашей платформы мы находимся ближе всех к ее выполнению. Поэтому в числе передовых площадок мы активно работаем с ЦБ над реализацией и развитием данного закона. Он даст возможность бизнесу ориентироваться на объективные условия внутреннего рынка, использовать аутентичные ценовые индикаторы, отвязавшись от мировых. А это значит, что бизнес сможет работать в более здоровой и более естественной рыночной среде, рентабельной и предсказуемой для отечественного производителя и поставщика.
– Понятно, зачем биржевые механизмы нужны заказчику – прежде всего он получает легальный способ обосновывать цену, максимально близкую к рынку. А зачем это нужно поставщику? Назовите несколько преимуществ…
– В первую очередь, биржа дает поставщику условную «ветку» или «цепочку» потребителей. Ведь мы не замыкаемся на одном только стройкомплексе, а держим в уме множество смежных направлений. Приведу пример из реальной практики: производители нефтехимии, которые тут же у нас на бирже закупают сырье, могут в иной секции инициировать продажу своей конечной продукции. Например, утеплители или полипропиленовые трубы… Причем не выходя из личного кабинета, и не меняя статус с продавца на покупателя, действуя просто как участник торгов. То есть, речь идет о создании сквозной цепочки реализации. Иными словами, у вас есть одно «биржевое окно», где можно обеспечить полный экономический цикл: от закупки сырья до производства и сбыта. Это удобно и экономно с точки зрения издержек на маркетинг, отдел снабжения и продаж, оплату труда квалифицированных специалистов закупках и т.п. Биржа дает вам оперативный и бесплатный контакт с группой потенциальных контрагентов, которые также пользуются услугами биржи с другой стороны. Минус стоимость содержания складской инфраструктуры, благодаря скорости сбыта. Это первое.
Во вторых – минимальные сроки реализации. Существующие процессы закупок на различных ЭТП при всей их прозрачности и автоматизации все равно проигрывают по скорости биржевой торговле. Даже сведенные к минимуму, у государства и площадок все равно существуют определенные бюрократические требования и нормы. На бирже срок вывода на торги составляет три дня, плюс еще до трех дней на инициацию аукциона в зависимости от его формата. Если речь идет о проверенном поставщике, то дальнейшая организация аукциона занимает еще меньше – до одного дня. Таким образом, скорость процедуры от принятия решения до реализации товара значительно выше, чем в рамках классических закупок по 44 и 223-ФЗ.
– Есть ли перспективы развития биржевой торговли в сфере импорта и экспорта?
– Да, наша география не ограничивается только регионами России. Мы, например, прорабатываем достаточно крупные проекты по рынку поэтилена на постсоветском пространстве и даже в Иране. Модель и механика таких сделок понятна и уже технически реализована. В сентябре у нас намечена коммуникация с Шанхайской биржей, которая позволит нам выйти на значительные объемы экспертных потоков на встречных курсах с импортными поставками. Стройка – это лишь одно из направлений развития. Просто на данный момент это крупнейший пилотный сегмент в сфере применения биржевых методов торговли. Но мы уже достаточно успешно движемся в рынке металлов, нефтехимии, лесообработки и сельхозпродукции.
Мы не хотим гиперконцентрации на каком-то конкретном товарном сегменте, и не намерены ни с кем толкаться на рынке нефтепродуктов. Наша уникальная стратегия – это симбиоз и синергия взаимодействия участников из разных отраслей. Идея смежных торговых цепочек. Скажем, даже участники рынка нефтехимии настолько разные по своему профилю деятельности, что их присутствие на общей витрине создает множество новых экономических возможностей и стирает множество бюрократических барьеров. Витрина это идеальная возможность закупать не через посредников, а напрямую у контрагента, «не отходя от кассы». Условно говоря, те же деревопроизводители могут закупать напрямую у поставщика нефтепродуктов, хотя их изначальная задача – торговать свою продукцию.
– Как биржа реализует требования по маркировке и насколько биржевыми инструментами можно гарантировать заказчику приобретение качественной продукции, исключить контрафакт?
– Начнем с того, что сама процедура допуска участника к торгам на нашей бирже (несмотря на то, что она быстрая) подразумевает серьезную процедуру верификации и проверки участника, в том числе при помощи ИИ. Поскольку к биржевой торговле предъявляются требования со стороны ФАС и ЦБ РФ, у нас есть своего рода «черные списки» для недобросовестных участников. Если фигурант в них попал, то он не сможет работать ни на одной из существующих торговых площадок. Хорошая профилактика нарушений. Наконец сама процедура аукциона подразумевает глубокий предварительный анализ подтверждающей информации об участнике: от сертификатов до подтверждения складских остатков даже с видео и фотофиксацией и т.д. и т.п. Также предусмотрен формат торгов с клирингом: участники вносят гарантийное обеспечение, которое позволяет добросовестной стороне компенсировать расходы в случае если, кто-то из контрагент начал действовать некорректно. Подчеркну, что сервис проверки контрагентов на Бирже ЦТС работает на постоянной основе. То есть, машинный интеллект автономно сверяет все сведения о компаниях в режиме нон-стоп, сверяясь с базами данных, ЦБ, ФАС и других органов.
– Насколько биржевая механика открыта для экспериментов в закупках? Крупные субъекты уровня Москвы создают собственные ноу-хау – например, механизм совместных котировочных сессий для «укрупнения заказа» и поддержки малого бизнеса и другие. Может ли биржа генерировать нечто подобное?
– Могу сказать, что лицензия Центрального банка позволяет «обвешивать» биржевые закупки любыми дополнительными сервисами. Если поступает соответствующий запрос рынка, и если это действительно удобно заказчикам и поставщикам, то мы готовы меняться навстречу. Одним из таких направлений, конечно, является малый и средний бизнес. Вполне возможно, что созданная нами экосистема окажется полезной и для закупок малого объема. Мы это наблюдаем по растущей активности наших региональных поставщиков, в числе которых растет доля средних производственных компаний.
Мы нацелены на развитие чистой среды, поэтому являемся участниками Рабочей группы по внедрению инноваций в сферу финансового обеспечения и торговли. В этой части мы обладаем, без ложной скромности, такими компетенциями, которыми ни одна из бирж похвастаться не может.


Комментариев пока нет