Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Евразийский союз: параллельная промышленность идет на смену параллельному импорту

Отверточный цех и портал комплектующих для российского рынка
Евразийский союз: параллельная промышленность идет на смену параллельному импорту
Теги: #ЕАЭС #Параллельный импорт

Страны ЕАЭС давно стали теневой зоной реэкспорта санкционных товаров в Россию. Происходящее уже не укладывается в понятие параллельного импорта. По сути, в Евразии раскручивается полноценная параллельная промышленность: открываются отверточные сборки продукции, востребованной на большом российском рынке. В топе автомобили и бытовая техника, на подходе станки, электроника.

Россия испытывает высокую зависимость от импорта в сегменте высоких и высших переделов, поэтому данная ситуация не на месяц и не на год. Это создает многообещающие перспективы для промышленной кооперации в рамках Евразийского союза. Местный бизнес спешит воспользоваться ситуацией в свою пользу.

Вопрос взаимного признания электронных подписей и устранения бюрократических барьеров в рамках ЕАЭС еще больше упростит взаимодействие российских и зарубежных компаний, через фирмы-посредники.

Алексей Лавров, заместитель министра финансов:

– Все иностранные поставщики, кто действительно хочет работать на российском рынке, все дочек создали. Самый простой вариант, создаете дочернюю компанию, регистрируетесь, получаете квалифицированную ЭЦП и добро пожаловать. Любой иностранный поставщик так и поступает: он создает своего уполномоченного дилера.

Одним из индикаторов того, что параллельный импорт в стране начал работать на полную, является запуск конвейера ВАЗа, который произошел в начале осени.

Портал комплектующих

Автомобильная отрасль – как наиболее импортозависимый сектор машиностроения дает самый богатый материал для исследований. За осень целый букет интересных событий.

Начнем, с внезапного решения Skoda вернуться со сборкой машин в Казахстан. Соответствующее соглашение с немецкой Volkswagen Group уже подписано. Изначально ничего не предвещало таких сюрпризов, и даже наоборот. Два года назад знаменитый бренд свернул все проекты в стране как бесперспективные и убыточные, но вдруг снова строит в казахской степи отверточный цех и развертывает дилерскую сеть в придачу. Ларчик открывается просто, если припомнить, что для Skoda российский рынок был основным. По статистике, за 2021 год объем продаж бренда в РФ вышел на второе место после Германии (90 400 машин против 136 800). А значит казахстанский гамбит ориентирован исключительно на российский рынок. По плану на ближайшую пятилетку немцы намерены выпускать по 40 тыс. авто в год. Даже если присовокупить к потребителям Казахстана всех соседей по Азии, их  платежеспособного спроса не хватит на такие объемы. Еще нюанс: формальным производителем автомобилей будет числиться местный контрагент Allur. Прямых запретов на поставки Skoda в Россию из Казахстана нет. По внутренним документам ЕАЭС, собранные производителем Allur на своём заводе автомобили Skoda могут считаться товаром Таможенного союза. А значит, никаких проблем с их сбытом российскому потребителю нет.  К тому же, в соответствии с приказом Минпромторга № 1532, товар можно ввозить без разрешения правообладателя. Машинам не понадобится процедура растаможивания: достаточно оформить СБКТС и установить систему ЭРА-ГЛОНАСС.

Существенным барьером становится сервисное обслуживание таких автомобилей. Но наверняка существует решение с развертыванием «серой» дилерской сети на параллельных правах.

У параллельного казахстанского автопрома есть еще один серьезный скрытый бонус – это неисчерпаемый ресурс комплектующих. Причем не только для собираемых моделей. Приграничным складом запчастей наверняка смогут пользоваться и российские бывшие дилеры Skoda, которые продолжают заниматься обслуживанием в РФ и другие сервисные центры.

По тем же самым причинам, что и Skoda возобновить производство в Казахстане планирует АвтоВАЗ. На заводе «Сарыаркаавтопром», будут собирать модели Granta, Niva и Vesta. Примечательно, что данный завод принадлежит той же самой промышленной группе Allur, которая будет заниматься сборкой Skoda. Удивительное совпадение и настоящее промышленное бинго. Многие современные автомобили состоят из ряда взаимозаменяемых автокомплектов. Отверточные цеха в солнечном Казахстане позволят оперативно комбинировать конструктором из  комплектующих.  Не стоит удивляться, если вдруг неподалеку откроется ангар по сборке казахстанской версии Renault.

Впрочем, коллекция брендированных отверточных линий уже впечатляющая. На данный момент группа Allur располагает крупным заводом в Костанае, где выпускаются автомобили Chevrolet, Kia и JAC. Модельный ряд полностью соответствует вкусам российского покупателя.

Образцовая параллельная промышленность выстраивается в братской Белоруссии. Из-за санкций производственная схема является более сложной. В конце сентября стало известно, что на территории Союзного государства начнут собирать китайский аналог BMW и Mercedes-Benz. На завод «Юнисон»  уже прибыли первые 36 машинокомплектов. Машины будут поступать на российский рынок под брендом Hongqi.

От автопрома не отстает альтернативная бытовая техника. Так, компания Artel заключила соглашение о выпуске в Казахстане бытовой техники своего бренда по лицензии. Производство организует компания Silk Road Electronics в Карагандинской области. Между прочим, Artel является одним из лидеров продаж российской сети «М.Видео — Эльдорадо».

Палки в колеса и вторичные санкции

Конечно, регулярно предпринимаются попытки обрушить параллельный импорт, оказывая политическое давление на партнеров России по ЕАЭС, на компании-посредники в цепочке поставок. Также воздействуют через затруднение сервисного обслуживания. Так, с недавних пор западные компании начали удаленно блокировать установленное ПО российских автосервисов, вызывая сбои в работе универсального оборудования, которое необходимо для диагностики автомобилей европейских компаний. Обновления приходится скачивать через VPN-сервисы.

О серьезности «непрогнозируемых рисков из-за действий партнеров», предупреждает президент АвтоВАЗа Максим Соколов. «Причем даже не по отношению к АвтоВАЗу, а к поставщикам второго и третьего уровня: субкомпонентов, сырья и материалов, которые в принципе не под санкциями», – поясняет Соколов.

Маркировка – для «окрашивания» поставок

Один из главных треков в дальнейшем развитии параллельного импорта – это внедрение цифровых систем прослеживания поставок. Современные технологии дают возможность получения достоверной картины движения продукции: от сырья, производства, перемещения до готового изделия. Зачем это нужно?  В параллельном импорте есть не только критически необходимое, но и лишнее. По уму: это система фильтрации, которая должна обладать способностью работать избирательно, как в одну, так и в обратную сторону. Это особенно востребовано в таких сложных отраслях как микроэлектроника и приборостроение. Часть компонентной базы Россия уже способна производить самостоятельно, а другую часть необходимо завозить под самыми жесткими санкциями. Отделить зерна от плевел в данном случае поможет цифровая маркировка продукции. По взаимному соглашению сторон цифровая маркировка сейчас внедряется во всех странах ЕАЭС и Узбекистане. Она распространяется не только на потребительские товары. Сейчас идет эксперимент по маркировке титановой продукции, в ближайшее время стартует эксперимент по маркировке оптоволокна и кабельной продукции, с 1 ноября обещают старт по маркировки радиоэлектронной продукции в формате эксперимента.

Справка

  • В 2021 году экспорт из Армении в страны ЕАЭС был равен $ 880 млн, а спустя год он же составлял $ 2,5 млрд., то есть, в течение всего одного года экспорт в страны Союза вырос почти в три раза. Практически, 50% всего армянского экспорта поступает на рынки ЕАЭС. Речь идет о готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.
13 октября 2023, 23:42
494
Теги: #ЕАЭС #Параллельный импорт
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.