Еще до принятия резонансного закона о национальных квотах в регионе начали применять механизм Дорожных карт промышленной кооперации. По сути, это документ, который региональное правительство подписывает с крупными заказчиками и поставщиками. Среди них не только оборонные предприятия, но и частные нефтегазовые компании (такие как Лукойл), производители минеральных удобрений (ФосАгро, Уралкалий, Уралхим и т.д. ). На текущий момент в регионе подписано порядка 14 дорожных карт.
Дорожная карта предусматривает последовательные пошаговые стратегии, включающие не только формирование спроса, но и развитие инноваций, создание наукоемких продуктов.
Максимально полезной в этом отношении оказалась работа пермского НОЦ (научно-образовательный центр). Именно на НОЦ Правительством РФ возлагаются функции по научному проектированию новых продуктов и по их встраиванию в маркетинговые стратегии госкорпораций и бизнеса. «Отфильтрованная» через НОЦ перспективная продукция пермских предприятий, далее проходит аккредитацию, сертификацию и выводится на гражданский рынок сбыта.
Дорожные карты позволили вовлечь в промышленную кооперацию порядка 500 предприятий Пермского края с объемом заказа порядка 180 млрд. рублей.
Уровень диверсификации пермских предприятий на текущий момент составляет 70%. При этом, конечно, заметную долю в этой цифре составляют авиадвигатели гражданского назначения. Кстати, новейший авиадвигатель ПД-14 – это также результат промышленной кооперации. Совместный плод работы корпорации Ростех, и корпорации Тактические ракетные вооружения. Последняя, в рамках привлеченных заемных средств из Фонда развития промышленности наладила соответствующее производство для этого двигателя.
Одно из перспективных направлений диверсификации – медицина. У региона большие планы в части производства медицинского оборудования, которое предприятия Пермского края намерены производить вместе с корпорацией Алмаз-Антей.
Наукоемкий конструктор – сборка и окупаемость
В ходе Форума-выставки ГОСЗАКАЗ губернатор Пермского края Дмитрий Махонин ответил на вопросы сетевого издания “Цифровые Закупки”.
– Стало ли вам как муниципальному и региональному закупщику, труднее в условиях импортозамещения? Почувствовали ли вы ограничения в выборе продукции надлежащего качества?
– Судить о трудностях экономической ситуации пока еще рановато. Все будет зависеть от настройки подзаконных нормативных актов 44-ФЗ и 223-ФЗ.
– Возникают ли сложности с производством и сбытом наукоемкой продукции? Каким образом закладываются расходы на НИОКР и фундаментальные научные исследования?
– Вопросы связанные с финансированием НИОКР – наиболее трудноразрешимые для национальной экономики. У нас есть несколько сценариев. Во-первых, в рамках научно-образовательного центра НОЦ, который создан в регионе, мы рассчитываем на получение серьезной поддержки, которая будет направлена, в том числе, и на софинансирование НИОКРов. В общей сложности, мы надеемся получить на эти цели порядка 900 млн рублей. Во-вторых, в регионе создан Инжиниринговый центр, который работает над созданием определенных аналогов оборудования в рамках импортозамещения, – он проектирует наукоемкие продукты.
Наконец, в маршрутизации расходов на науку нам помогают дорожные карты промышленной кооперации. Ведь определяя потребности предприятий и крупных холдингов, мы видим и их потребности в области финансирования науки. Дорожные карты предусматривают четкие цели, даты, сроки и персональную ответственность за их достижение.
– Как вы считаете, нужен ли в России закон о НИОКР, или достаточно тех точечных программ, которые предусмотрены государством?
– Очевидно, что в России есть проблема недофинансирования НИОКРов. Это большая проблема. Какой механизм в итоге будет выбран государством, еще предстоит обсуждать. Но то, что мотивацией в части инвестирования науки нужно заниматься – это факт.
– В целом, испытывают ли предприятия Пермского края кредитный голод, на который жалуется весь индустриальный сектор?
– Стараемся воспользоваться всеми возможными государственными льготами и налоговыми преференциями. А также федеральными инвестиционными программами. В комплексе, это дает нужный эффект. Фонд развития промышленности Пермского края по итогам прошлого года заняло первое место. Объем привлеченных заемных средств по льготной ставке составил несколько миллиардов рублей.
– Одна из проблем, на которую жалуются в профессиональном сообществе – это девальвация института главных и генеральных конструкторов при смене формы собственности с федеральной на корпоративную (от унитарного предприятия в акционерное общество). Столкнулись ли с этим в Перми?
– В модели наших пермских предприятий это решаемая проблема. Типичный пример: у нас происходит объединение авиационного двигателестроительного комплекса. «ОДК – Пермские моторы» и «ОДК – Авиадвигатель» объединились в единый научно-производственный комплекс. При этом новую структуру возглавил генеральный конструктор Александр Иноземцев. Создание НПК повысит эффективность взаимодействия предприятий для создания новых двигателей ПД-14, П-35 и других проектов.
Цена – это тоже политика
Показывая опыт Пермского края на Форуме-выставке ГОСЗАКАЗ, губернатор Дмитрий Махонин поделился не только позитивными ноу-хау. У промышленных регионов страны есть конкретные проблемы, которые нужно решать не завтра.
Одна из них связана с ценообразованием. Действующее законодательство говорит об узкой цене предложенного товара, или товара по которому заключен договор поставки.
– Но глобальные рынки устроены сложнее. К примеру, ценообразование на рынках нефтепродуктов построено по индикаторам. При этом волатильность цены в течение года достаточно существенная. Оптовая цена колеблется с интервалом 20-30%, поэтому непонятно, как можно по фиксированной цене в течение года закупать нефтепродукты без убытков для поставщика или для бюджета, – отметил Дмитрий Махонин.
Возможно, решить проблему закупок товаров с неустойчивой ценой решат электронные магазины или механизмы приобретения таких товаров по реалистичной формуле. Так, цена на нефтепродукты определяется на бирже по индексам (по понятным правилам, прозрачным для ФАС и налоговой службы).
Махонин считает, что фактор ценообразования должен быть лучше проработан в госзакупках. Чтобы именно рыночный интерес, а не мысли о том, как обойти те или иные нормы из-за отсутствия адекватных механизмов определения цены, мотивировали заказчиков и поставщиков.
Продукты завтрашнего дня
В экспозиции Всероссийского Форума-выставки ГОСЗАКАЗ на стенде Пермского края были представлены 12 предприятий по 3-м направлениям:
- диверсификация оборонного производства (на примере ПНППК (кластер фотоника) и Пермского порохового завода.
- промышленная безопасность (представлена компаниями «Сорбент» (защита органов дыхания), «Росозм» (защита головы и зрения), «Чайковский текстиль» (ткани для спецодежды), «Трек» (обувь) и «Кираса» (спец защита), ЭРИС– газоанализаторы и цифровые решения на примере кнопки sos. Экспонаты в виде готовых комплектов одежды были представлены на живых моделях.
Компании Пермского края показали передовые инновационные разработки. Так, например, кластер «Фотоника» представил систему мониторинга целостности мостовых конструкций (на примере Амурского моста), а Пороховой завод – новые виды пластификатора для разметки автомобильных дорог. Сейчас «Фотоника» это группа взаимосвязанных предприятий: производственных компаний, исследовательских и научных институтов, образовательных учреждений, сервисных компаний и предприятий малого и среднего бизнеса, взаимодействующих друг с другом.
Проектное мышление и разделение рисков
Характерно, что конкурентные преимущества наукоемкой продукции, создаваемой в Пермском крае, усиливаются именно за счет промышленной кооперации и разделения рисков. Гибкая структура взаимодействия позволяет финансировать НИОКР. В условиях дикого рынка, именно эта статья расходов оказывается наиболее уязвимой из-за эффекта отложенной рентабельности. Вкладываться в научные разработки рискованно, а ожидать от них прибыли можно только в долгосрочной перспективе. Сказывается также хроническая недофинансированность науки и дефицит проектного мышления, который наблюдается в отечественной экономике на протяжение последних 20 лет.
Представленный Пермским краем на Форуме ГОСЗАКАЗ опыт также интересен и с сугубо административной точки зрения. Оборонная кузница страны показала, как не разрушая и не разрывая уже сложившиеся промышленные цепочки оборонзаказа, можно «вплетать» в них параллельные цепочки с коммерческими фрагментами. На примере Пермского края видно, что оборонное предприятие могло бы привлекать коммерческих субподрядчиков в те сферы производства, где включение военного конвейера не рентабельно с точки зрения его высокой себестоимости. В перспективе, это целая стратегия развития, особый путь, которым успешно идут некоторые развитые экономики Юго-Восточной Азии, когда крупные промышленные гиганты взаимодействуют с малым и средним бизнесом для производства каких-то несложных деталей.
Выстроенная Пермским краем модель достойна изучения и реализации в других регионах России.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет