Офсетные контракты по 223-ФЗ – это многообещающая форма поддержки малого и среднего бизнеса. Прекрасная возможность проектирования и «прогрева» внутренней конкуренции в корпоративных закупках. Это «хорошо забытое» лекарство от стагнации больших систем, к которому прибегали во все времена (как в рыночной, так и в плановой экономике). Чтобы не останавливаться в собственном развитии, заказчик стимулирует борьбу за свои проекты между потенциальными исполнителями. Логика 223 Федерального закона вполне совместима с такими стратегиями.
Наталья Коротченкова, статс-секретарь – заместитель генерального директора, член правления АО «Корпорация «МСП»:
– В отличие от 44-ФЗ здесь нет ограничивающей планки для исполнителя по обязательному объему встречных инвестиций. У нас есть и небольшие офсетные договоры на 200 тысяч рублей. То есть, можно с этого начинать. У нас есть и крупные офсетные договоры с корпоративным заказчиком на сумму 2,4 млрд рублей. В рамках 223-ФЗ офсетный контракт – это гибкий механизм, позволяющий выстроить любую конструкцию, в том числе по формуле цены.
Подробностями об опыте реализации офсетных договоров в русле 223-ФЗ на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» с профессиональным сообществом поделился заместитель Генерального директора по МТО, закупкам и логистике ПАО «ОАК» Андрей Зацарин:
– Введение санкций в 2022 году придало нашей программе импортозамещения новый импульс. Мы начали обращаться к рынку в поиске новых поставщиков (традиционно нашими подрядчиками выступают крупные компании). Оказалось, что самыми подвижными и оперативно реагирующими на технологические изменения являются представители малого и среднего предпринимательства. Мы начали тесное сотрудничество с ними через Корпорацию МСП.
Один из инструментов, который был выбран ОАК в качестве платформы для сотрудничества с малым и средним бизнесом, стала площадка МСП.РФ. На ней были выложены потребности ОАК по тем материалам и комплектующим, которые ранее импортировались и по которым требовалось оперативно подыскать отечественные аналоги. Обнаружилось, что на решение этой локальной задачи специфического сегмента рынка претендует достаточно большое количество желающих среди небольших производственных компаний.
– На наш взгляд, платформа МСП.РФ уникальна тем, что способна создавать конкурентную среду. Мы провели серию квалификационных отборов: в первую очередь, в сегменте металлообрабатывающего инструмента (то, без чего самолет, в принципе, не может получиться). Каково было наше удивление, что на каждый квал-отбор заявлялось от 7 до 9 участников, настоящих представителей производственного сектора. Причем компании готовы были даже инвестировать в новое производство, – сказал Андрей Зацарин.
Сложность по, словам эксперта, состояла в том, что отрасль по производству отечественного металлоинструмента приходилось, по сути, развивать заново с нуля:
– Это отрасль, которую иностранные компании, в свое время, осознанно убили в России путем скупки заводов, обрезания всего оборудования, закрытия и увольнения всех сотрудников. Мы об этом задумывались еще до реформы национального режима. Нашей основной задачей стал поиск альтернативы.
По мере изучения рынка, ОАК анализировала доступные производства. И самой главной задачей, которая стояла передо мной как закупщиком – это сломать менталитет наших технологов о том, что российское может быть хорошим. Мы собрали наших технических специалистов и организованно отвезли на небольшие предприятия в разных уголках страны. Они лично убедились, что несмотря на то что бизнес небольшой, квалификация и амбиции у промышленности есть. Предприниматели готовы инвестировать и созидать.
Благодаря офсетным договорам по 223-ФЗ, которые были заключены с предприятиями станкоинструментальной промышленности, ОАК подошла подготовленной к требованиям импортозамещения, продиктованным ПП 1875. Удалось провести глубокие процессы промышленной локализации полного цикла (от сырья, до станков и конечной продукции на выходе).
В 2025 году ОАК планирует провести еще несколько квалификационных отборов под будущие офсетные контракты. Был расширен перечень материалов, которые требуется импортозаместить. При этом корпорация перешла к осознанным процессам обеспечения внутренней конкуренции. Это экономическое мышление следующего уровня: когда отдел закупок в экосистеме корпоративного заказчика не ограничивается простым насыщением потребности, а занимается проектированием рынка, искусственно прогревая конкурентную среду за счет подбора групп потенциальных поставщиков, первого и второго ряда (как в гособоронзаказе). Но в отличие от ГОЗ в 223-ФЗ этот опыт был положен на коммерческие принципы. В положении о закупках некоторых крупных компаний предусматривается пул приоритетных и второстепенных подрядчиков. Корпорации держат круг доверенных поставщиков – своеобразную скамейку запасных. Это позволяет сохранить устойчивость, быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка и всегда держать руку на пульсе новых технологических решений. В 44-ФЗ такие механизмы «страхования» интересов заказчика отсутствуют.
К слову, еще одно преимущество такой многоконтурной методики закупок, в том, что она позволяет держать предприятия кооперационной цепочки в тонусе. Чтобы соответствовать техническим стандартам, которые предъявляет заказчик, предприятие второго ряда строже соблюдает технологический процесс и, в буквальном смысле, дышит в затылок основному поставщику.
– Хочу подчеркнуть, что офсетные контракты были заключены ОАК и на маленькие суммы, и на крупные. Максимальная сумма закупки, при этом, составила 1,5 млрд рублей, а минимальная – 200 млн. Задача исполнителя такого договора и наша задача – это, по сути, обмен встречных инвестиций на объемы гарантированного заказа, которые мы обещаем нашему производителю. Мы заключаем пятилетние контракты.
Еще один фактор, который является заметным стимулом для заказчика – это снижение себестоимости и экономия для государства. Крупные поставщики несут большие затраты, которые закладывают в цену продукта. МСП «более подвижные» в этом вопросе – промышленные предприниматели дают более гибкую цену при сопоставимом качестве.
Ранее ФАС России выдвигала вполне здравую идею описать все конструктивные нюансы офсетной практики для двух законов 44 и 223-ФЗ в рамках некоего общего нормативного акта. По неизвестным причинам эта идея была забыта. Но бизнес продолжает посылать сигналы о том, что такой документ-навигатор по договорам со встречными обязательствами. В регулировании остаются пробелы и узкие места, которые можно было бы расшить в порядке рекомендаций или инструкций по применению.
Очевидно, что в разъяснениях и разметке «красными флажками» нуждаются, как минимум, две актуальных темы.
Во-первых, это тема предварительных переговоров между заказчиками и поставщиками. Они неизбежны, когда речь идет о договоре «на поставку будущей вещи». Потенциальный исполнитель, хотя бы в общих чертах, должен понимать запросы заказчика. А заказчик должен представлять производственные, кадровые, финансовые возможности будущего поставщика. Однако в трактовках существующего законодательства такие переговоры могут быть истолкованы как картелизация сделки. Что совершенно неадекватно по отношению к офсетам.
Во-вторых, это тема ценообразования в офсетных контрактах. Коль скоро речь идет о контракте со встречными инвестиционными обязательствами на длительный период (от пяти лет в 223-ФЗ и не менее 10 лет в 44-ФЗ). Существует запрос на уход от фиксированной цены в офсетном договоре к цене «с плавающим курсом». Звучат смелые предложения вооружить офсеты методикой перерасчета цены (с поправкой на инфляцию, ключевую ставку, санкции и другие обстоятельства).
Третье предложение, которое ребром ставит Москва, касается структуры офсетных договоров. Столица вышла с рациональной идеей применять в офсетах механизм совместной закупки со множественными заказчиками. Пока эта идея была встречена регулятором прохладно.
По сути, это методика «укрупнения» сбыта. Это бы значительно повысило мотивацию и интерес поставщиков к участию в офсетных договорах. Для инвестора долгосрочный контракт – это риск, а повышение ставок в виде объема гарантированной потребности сразу от нескольких субъектов закупок помогло бы преодолеть этот барьер.
Автор: Николай Нидвораев


Комментариев пока нет