Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Президент сделал ставку на казначейский инфраструктурный кредит и «экономику предложения»

Совет при Президенте по стратегическому развитию и нацпроектам: ключевые тезисы
Президент сделал ставку на казначейский инфраструктурный кредит и «экономику предложения»
Теги: #Инфраструктурный кредит #Нацпроекты

Краеугольным термином в выступлении Президента РФ на заседанит Совета по стратегическому развитию и национальным проектам снова стала «экономика предложения». Напомним, именно на экономике предложения была построена вся новизна и логика президентского Послания Совфеду в начале 2024 года.

– Продолжим наращивать производственный потенциал России, тем самым развивать экономику предложения. Будем использовать такие меры поддержки бизнеса, которые способны дать максимальный эффект для увеличения выпуска товаров и услуг, – заявил Владимир Путин, открывая заседание. – Именно в тех отраслях, где это больше всего необходимо.

Главное для системы закупок из тезисов Президента РФ:

  1. Тонко настраивать нормативное регулирование реального сектора, улучшать регуляторную среду и снимать административные барьеры для производственного бизнеса.
  2. При развитии приоритетных технологических направлений – там, где это возможно, разумеется, – надо обеспечить увязку работ, проводимых в гражданском сегменте и в оборонной сфере. Это нужно, чтобы избежать дублирования усилий и распыления ресурсов.
  3. Из-за внешних ограничений и барьеров у российского бизнеса снижаются возможности использовать западную логистическую, страховую, платёжную инфраструктуру, и мы активно развиваемся здесь, работаем над собственными решениями, в том числе с коллегами по БРИКС. Эти услуги и сервисы выстраиваются на современной технологической базе.
  • Основанием для следующей группы тезисов в обращении президента является казначейский кредит – форма краткосрочного кредитования, предоставляемого государством на беспроцентных условиях либо с минимальным процентом от 0,3%.

Составляет основу целого пакета эффективных инструментов финансирования в рамках национальных проектов под названием «Инфраструктурное меню». Также может выступать в качестве меры поддержки для регионов с особым экономическим статусом (Крым, Севастополь), либо для регионов со сложной экономической ситуацией.

  1. Расходы национальных проектов станут приоритетами федерального бюджета на предстоящие годы. Их мероприятия нужно полностью обеспечить финансированием. Средства должны выделяться, воплощаться в конкретные проекты, стройки, объекты, причём делать это нужно интенсивно, по намеченному графику. <…> Дело не только в суммах и бюджетной дисциплине, что, безусловно, тоже очень важно. Главное, что за этим следуют видимые результаты: (созданные с нуля современные производства). <…> Хорошим финансовым подспорьем для субъектов Федерации станет списание части госдолга, а также выделение дополнительных целевых кредитов на обновление инфраструктуры и улучшение ситуации в системе ЖКХ. Особое внимание нужно уделить арктическим и дальневосточным регионам, субъектам с низким уровнем бюджетной обеспеченности.

Также президент поручил «включить в нацпроекты и обеспечить ресурсами мероприятия мастер-планов дальневосточных и арктических городов».

Подразумевается целая ветка новых подходов к инвестициям на внутреннем рынке, связанная с недавно запущенной реформой пространственного развития страны: концессиями, элементами госплана и нормирования в региональной экономике, региональным инвестиционным стандартом и офсетным контрактом.

Особый пункт в обращении президента касается организационных мероприятий, контроля за исполнением и отчетности по нацпроектам.

  1. Показатели нацпроектов должны отражать планируемый результат, то есть насколько в реальности улучшится тот или иной параметр социально-экономического развития. Прошу Правительство и дальше тонко настраивать нормативное регулирование реального сектора, улучшать регуляторную среду и снимать административные барьеры для производственного бизнеса.

По словам президента, предварительную оценку по реализации нацпроектов и первые результаты станут предметом следующего заседания Совета в июне 2025 года.

Национальному центру «Россия» дано поручение подготовить справочник-навигатор по нацпроектам и их конкретным результатам, написанный простым понятным языком (без канцеляризмов, которые свойственны государственным документам).

Президент подчеркнул, что целевые показатели нацпроектов должны быть объективными. То есть, основываться на реальном положении дел и сохранять преемственность достижений предыдущих нацпроектов.

Счетной палате РФ дано поручение проанализировать исполнение нацпроектов с 2019 по 2024 год, сделать соответствующие выводы и рекомендации.

Соотнесем задачи, поставленные Президентом России с реальной обстановкой в экономике и с теми целями, которые Владимир Путин обозначал в своем Послании Федеральному собранию в начале года. Очевидно, что обстановка сложная, и она далека от улучшения. 

Рост производственных инвестиций в РФ остановился во второй половине года. В самых скептических прогнозах говорят, что после шоковой паузы начнется спад. Двухзначный рост в некоторых отраслях обрабатывающей промышленности (которым гордится Минпромторг России), объясняется именно опережающими инвестициями в средства производства. Никаких других известных экономической науке способов рывка не существует. Всегда в основе инвестиций лежала денежная эмиссия. Мы видим, что во всех странах, где фиксировался экономический рост, центральные банки выступали в качестве кредиторов последней инстанции. Они обеспечивали национальные банковские структуры и институты развития длинными дешевыми деньгами.

По мнению экономиста Сергея Глазьева, финансовый блок во главе с ЦБ России ведет ошибочную денежно-кредитную политику, основанную на ложных представлениях о госдолге:

– Денежно-​кредитная политика сдерживает все эти возможности и входит в определенное противоречие с поставленными задачами, поскольку отдаляет экономику России от их достижения. На фоне проводимой политики высокой процентной ставки в аналитических и правительственных кругах России появляются материалы, имеющие как минимум неоднозначное толкование и даже отдельные ошибочные положения. Причем актуальность их на порядок ниже, нежели решения по ключевой процентной ставке. Речь идет об избыточности заимствований в деле увеличения государственного долга России, а также об оценке эффективности научно-​технологического развития. В частности, если государственный долг увеличивается на любую величину в год профицита бюджета, то это трактуется как «избыточное заимствование». Тем самым постулируется, что не избыточные или достаточные заимствования должны происходить только в год дефицита бюджета.

Сегодня, кадровая логика изменилась: сейчас заводы приходят к людям, а не наоборот. Прежняя логика пространственного развития подразумевала, что когда людей перемещали к производству, которое заземляли ближе к источникам природных ресурсов. Теперь наличие квалифицированного  человеческого ресурса, а не причуды экономической географии является определяющим фактором

Фондовый рынок страны, согласно поручениям Владимира Путина и Михаила Мишустина за год должен был усилить свою роль как источника инвестиций. Однако таких процессов, достаточно масштабных, чтобы повлиять на всю инвестиционную политику в промышленности, пока не происходит. Согласно планам Правительства РФ, капитализация фондового рынка к 2030 году должна удвоиться по отношению к текущему уровню и составить 66%. В том числе через механизмы проектного и акционерного финансирования. В ближайшие два года с использованием фондов акционерного капитала будут поддержаны индустриальные проекты с инвестициями более чем на 200 млрд рублей. ВЭБ.РФ при участии коммерческих банков будет входить в капитал высокотехнологичных компаний, чтобы оказывать содействие развивающимся проектам в фазе роста.

Автор: Андрей Троянский

6 декабря 2024, 16:11
391
Теги: #Инфраструктурный кредит #Нацпроекты
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.