Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 3-7 октября 2022 года

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 3-7 октября 2022 года
Теги: #Законодательство #Правоприменительная практика

I. Обзор законодательства

1.1. Правительство РФ предоставило право регионам закупать товары двойного назначения, транспорт, стройматериалы, лекарственные препараты, продовольствие

В качестве специальной меры в сфере экономики Правительство РФ предоставило право субъектам РФ осуществлять закупки товаров двойного назначения, транспорта, обмундирования, лекарственных препаратов и продовольствия, стройматериалов и инструментов для нужд мобилизованных.

Где читаем?

Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745 «О специальной мере в сфере экономики и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616»

Закупки медицинских изделий

1.2. Размещен проект постановления Правительства РФ, согласно которому мобилизация считается обстоятельством непреодолимой силы в рамках Закона №44-ФЗ

  • Мобилизация в Российской Федерации является признается обстоятельством непреодолимой силы
  • Полное списание неустоек, если обязательства не были исполнены в связи с мобилизацией в РФ
  • Невключение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, если исполнение контракта оказалось невозможным в связи с мобилизацией в РФ

Кроме того, предлагается внести изменения в постановление Правительства РФ в части соответствия независимой гарантии (в качестве обеспечения заявки на участие, а также в качестве обеспечения исполнения контракта) утвержденной типовой форме

Где читаем?

https://regulation.gov.ru/projects#npa=131887

1.3. Минфин России и Минстрой России: с 1 сентября заказчики не вправе требовать от участников закупок выписку из реестра членов СРО

Заказчики не вправе требовать от участников подтверждать членство в СРО документами при закупке работ:

  • по изысканиям и проектированию;
  • строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства.

Информации из единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах достаточно, чтобы подтвердить, отвечает ли участник условиям закупки. Если данных о нем нет в реестре, заявку отклоняют за несоответствие требованиям извещения.

Где читаем?   

письмо Минфина России от 03.10.2022 № 24-01-07/95279 и Минстроя России от 03.10.2022 № Б0737-СИ/02

1.4. Суды: производитель остановил поставки после 24.02.2022 – оснований не подписывать госконтракт нет

Победитель вовремя не подписал контракт и не внес обеспечение, поскольку производитель остановил поставки из-за политической и экономической обстановки. Заказчик признал его уклонившимся. Сведения включили в РНП.

Суды поддержали решение:

  • невозможность поставки со стороны производителя не освобождает победителя от ответственности. Наличие других препятствий не доказали;
  • контракт следовало подписать вовремя. Вопрос о его приостановке из-за критических обстоятельств нужно было решать на этапе исполнения. Такую возможность предусмотрели в контракте;
  • победитель — профессионал в сфере предпринимательства. Он несет риск наступления последствий из-за совершения или несовершения юридически значимых действий. В данном случае он не проявил заботливости и осмотрительности для исполнения своих обязательств.

Где читаем?                          

Постановление 9-го ААС от 20.09.2022 по делу № А40-92695/2022

1.5. Уточнили порядок расчета НМЦК и методику составления смет для строительных госзакупок

15 октября вступят в силу поправки к порядку определения НМЦК в градостроительстве. Расширили перечень заказчиков, которые станут его применять. Уточнили правила пересчета сметной стоимости строительства, а также положения о составлении проекта сметы.

Порядок определения НМЦК

  • порядок разрешили использовать при закупке работ по текущему ремонту зданий, строений, сооружений, помещений в РФ, если НМЦК определяют проектно-сметным методом;
  • порядок определения НМЦК в градостроительстве станут применять больше заказчиков, например, ряд ГУП

Пересчет сметной стоимости

  • особенности пересчета сметной стоимости строительства уточнили. Так, чтобы привести ее в соответствие с уровнем цен на дату определения НМЦК используют индексы изменения сметной стоимости, действующие на дату определения НМЦК.

Проект сметы

В положениях о составлении проекта сметы среди прочего урегулировали, что комплексные строительные работы исчисляют в штуках. Также определили: в проект надо включать данные о стране происхождения оборудования, если оно подлежит бухучету как основное средство.

Обновили ряд рекомендуемых образцов документов.

Где читаем?                          

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.06.2022 № 484/пр «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 841/пр»

1.6. Минфин подготовил проект постановления Правительства РФ «Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации и об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

(https://regulation.gov.ru/projects#npa=131887)

Дата начала общественного обсуждения: 3 октября 2022 г.

Дата окончания общественного обсуждения: 17 октября 2022 г.

Проектом постановления предполагается внесение изменений в достаточно большое количество нормативных правовых актов в сфере закупок. В части, касающейся корпоративных закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Проектом постановления предусмотрено внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), предусматривающих невключение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр недобросовестных поставщиков, если надлежащее исполнение договора оказалось невозможным в связи с мобилизацией в Российской Федерации.

Также Проектом постановления вносятся изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2018 № 1663 «Об утверждении Положения об особенностях документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме и порядке аккредитации на электронных площадках для осуществления закрытых конкурентных закупок», предусматривающие установление особенностей документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме, проводимых в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

1.7. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 07.10.2022 № 385-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070009)

Напомним, что Федеральный закон предусматривает проведение аукционов по предоставлению в собственность или в аренду государственных или муниципальных земельных участков в электронной форме, которые при этом должны проводиться на электронных площадках операторов, функционирующих в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере госзакупок. Срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания приема документов. Оператор должен в электронной форме уведомить заявителей о принятых в отношении них решениях не позднее следующего дня после подписания протокола заявок.

Федеральный закон допускает взимание оператором электронной площадки платы за участие в таком аукционе с его победителя или иных лиц, с которыми заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка. Эта плата взимается в порядке, размере и на условиях, установленных правительством РФ в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере госзакупок.

Информация о размере платы должна содержаться в извещении о проведении электронного аукциона. Данное извещение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени организатора аукциона, и размещается организатором аукциона на официальном сайте, после чего в автоматическом режиме отправляется на сайт, на котором проводится электронный аукцион.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам электронного аукциона в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью сторон. При этом договор не должен заключаться раньше, чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола о результатах электронного аукциона, либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, если он признан несостоявшимся.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года. Аукционы по продаже или аренде госземель, решения о проведении которых приняты до этого дня, будут проводиться в том порядке, что действует сейчас.

При этом региональные органы власти могут определить муниципальные образования, где электронные аукционы по госземлям не будут проводиться до 1 января 2026 года в связи с ограничением либо отсутствием доступа к интернету на этих территориях.

1.8. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.07.2022 № П/0292 «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории»

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209270012)

В соответствии с Приказом с 1 марта 2023 г. устанавливается форма графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ) и форма текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, а также требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, ЗОУИТ, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, ЗОУИТ.

1.9. Росреестром разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(https://regulation.gov.ru/projects#npa=131987)

Дата начала публичного обсуждения: 5 октября 2022 г.

Дата окончания публичного обсуждения: 25 октября 2022 г.

Законопроект предполагает внесение существенных изменений прежде всего в Земельный кодекс РФ (далее – ЗК РФ). Помимо этого, Законопроект предполагает внесение изменений также в Градостроительный кодекс РФ и ряд федеральных законов. Так, предполагается внести изменения, касающиеся сроков и критериев освоения земельных участков, выделенных в том числе для ведение садоводства.

В частности, статью 39.8 ЗК РФ предлагается дополнить в части указания дополнительного существенного условия договора аренды публичного земельного участка. Так, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, должен в качестве существенного условия содержать условие о завершении арендатором строительства на нем жилого дома и внесению в Росреестр документов для регистрации права на такой жилой дом.

Вместе с тем Законопроектом также предусматривается правило о реализации недостроенного и незарегистрированного в Росреестре жилого дома на торгах в соответствии со статьей 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такое регулирование призвано стимулировать арендаторов публичной земли к своевременному строительству жилья и его постановке на государственный кадастровый учет.

Кроме того,  в статью 42 ЗК РФ планируется внести изменение, в соответствии с которым приступить к использованию земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства можно в течение трех лет с момента приобретения прав на такие участки. Проще говоря, три года дается на освоение участков с таким видом разрешенного использования.

При этом для участков, предназначенных для ведения гражданами садоводства, Законопроект не устанавливает какие-либо конкретные критерии, которые позволят однозначно определить, освоен земельный участок или нет, используется он для ведения садоводства или нет. Предполагается, что такие критерии будут позже определены правительством.

Также Законопроект раскрывает понятие «освоение земельного участка». В рамках освоения могут быть выполнены следующие мероприятия: подготовка проектной документации объекта капитального строительства (если требуется), освобождение земельного участка от деревьев и иных насаждений, снос объектов (при необходимости), освобождение участка от отходов, рекультивация, установка ограждения, размещение некапитальных строений и сооружений, временных сетей и т.д.

Кроме того, на собственников участков и капитальных сооружений Законопроектом возлагается обязанность по государственному кадастровому учету данных объектов и регистрации прав на них.

Вместе с тем стоит отметить, что наряду с Законопроектом Росреестром подготовлен проект федерального закона, которым планируется внести изменения в статью 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К административной ответственности будут привлекаться собственники участков, в том числе дачники и садоводы, которые не приступили к освоению участка в течение установленного законом срока либо не используют земельный участок по целевому назначению и в соответствии с видом его разрешенного использования.

II. Правовые новости

2.1. Большинство некрупных «госкомпаний» не смогут в 2022 г. выполнить квоты по закупкам у малого бизнеса, заявил эксперт.

Большая часть некрупных субъектов закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ, закон о закупках госкомпаний) в текущем году не сможет выполнить квоты по закупкам у малого бизнеса, заявил гендиректор межрегиональной спецорганизации «Ценный Советник» и член совета по развитию контрактной системы при ТПП РФ Виталий Макаров в ходе Санкт-Петербургского форума контрактных отношений.

«Некрупнейшие «госкомпании» столкнулись с проблемами при выполнении квот по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), – рассказал Макаров. – Многие из них озаботились или вообще ознакомились с требованиями по закупкам у малого бизнеса только летом, когда уже законтрактовались и на долю закупок у МСП не осталось бюджетов. В результате многие из них теперь готовятся к тому, чтобы с февраля 2023 года перейти в разряд госзаказчиков – они должны будут проводить закупки согласно положениям закона «О контрактной системе» (44-ФЗ)».

При этом Макаров уточнил «Интерфаксу», что многие региональные и муниципальные «госкомпании» просто не имеют возможности выполнить квоту закупок у малого бизнеса, поскольку их главная статья расходов – закупка у одного крупного поставщика.

«Например, во многих регионах есть районные газеты, которые являются субъектами 223-ФЗ, – рассказал Макаров. – У них основная статья расходов – выпуск, печать газеты. А единственным доступным поставщиком соответствующих услуг оказывается местная региональная печатная фабрика, являющаяся ГУПом. То есть, такие «госкомпании», просто физически не смогут выполнить требования по закупкам у малого бизнеса».

Более того, по словам Макарова, есть «госкомпании», которые существуют и работают 10-20 лет, но не имели и не имеют положений о закупках, не зарегистрированы в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. Даже при возможности и желании они не смогут провести закупки с участием малого бизнеса – сначала им необходимо подготовить свои ПоЗ, зарегистрироваться в ЕИС и на электронных торговых площадках (ЭТП) для госзакупок.

По оценке Макарова, в феврале 2023 года, когда будут подведены итоги по отчетам субъектов 223-ФЗ о закупках у малого бизнеса, в разряд госзаказчиков перейдут около 70% некрупных «госкомпаний» и до конца следующего года они вынуждены будут работать по более строгому 44-ФЗ.

По словам Макарова, решению этой проблемы может помочь принятие отсрочки применения административных мер за невыполнение квот по закупкам у субъектов МСП, введение переходного периода для некрупных «госкомпаний», подготовка методического обеспечения по организации спецторгов (закупки госкомпаний, в которых могут принимать участие только субъекты МСП), унификация положений 223-ФЗ и 44-ФЗ по учету закупок у малого бизнеса (включить в 223-ФЗ норму, аналогичную положению 44-ФЗ, по которому закупки у едпоставщика не учитываются при расчете квоты закупок у малого бизнеса).

По действующему закупочному законодательству, госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 25% от совокупного годового объема закупок. При этом 20% этого объема должны приходиться на спецторги. В прошлом году эти нормы распространялись на 1839 госкомпаний. В текущем году эта норма распространена на все госкомпании, общее число которых составляет около 20 тыс. (по оценкам ряда экспертов – может достигать 40 тыс.). Мониторингом выполнения этих требований занимается «Корпорация МСП».

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2653

2.2. Доля отечественной продукции в радиоэлектронике к концу 2022 г. превысит 20%, заявил замглавы Минпромторга РФ. 

Средняя доля отечественной радиоэлектронной продукции в РФ с учетом госсектора и открытого рынка по итогам 2022 года может превысить 20%, по итогам первого полугодия она составляла 19%, сообщил замглавы Минпромторга РФ Василий Шпак на форуме «Микроэлектроника 2022».

«Удалось существенно поднять долю российской продукции как на общем, так и на регулируемом рынке. В целом по рынку наши объемы достигают примерно 19%, этот же уровень мы собираемся сохранить до конца года. Мы уверены, что цифру в 20% перешагнем», – сказал он.

По его словам, наращивание доли обеспечивает расширение продуктового портфеля (по итогам 2022 года в реестре отечественной продукции, как ожидается, будет не менее 4500 позиций) и уход иностранных производителей.

Также Шпак рассказал, что подготовлена программа мероприятий и проектов, направленных на построение полноценной радиоэлектронной промышленности. «Всего для реализации запланирован 91 проект – от выращивания кристаллов до резки пластин, – сказал Шпак. – Уже запущено 9 проектов, и до конца года планируем запустить еще 20 проектов, связанных с организацией производства оборудования, необходимого для работы радиоэлектронной отрасли».

Помимо этого, планируется развивать направление специальных материалов, также необходимых для производства радиоэлектроники. Речь идет о так называемых чистых материалах, кислотах, газах и т.п. На эти цели планируется выделить около 240 млрд рублей.

Как ранее сообщалось, в сентябре правительство РФ ввело балльную систему оценки уровня локализации производства радиоэлектроники, включая компьютеры и печатные платы, в дополнение к ранее действовавшей адвалорной (зависящей от доли иностранных комплектующих в стоимости конечной продукции). Балльная система учитывает «вес» технологических операций в процессе создания устройств и позволяет ввести их двухуровневую оценку при проведении госзакупок с учетом страны происхождения процессоров. Соответственно, производители, набравшие необходимое число баллов, будут получать преференции при участии в госзакупках и закупках госкомпаний.

Помимо преференций в закупках российская отрасль радиоэлектроники может получить в 2023—2025 годах поддержку в виде субсидий из федерального бюджета в размере 111 млрд рублей. Так, например, в рамках госпрограммы “Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности” различные юридические лица, за исключением госкорпораций и госкомпаний (публично-правовых компаний) могут получить 17,3 млрд рублей в следующем году в виде субсидий на финансовое обеспечение части своих затрат на создание электронной компонентной базы (ЭКБ) и модулей. В 2024 и 2025 годах общий объем таких субсидий может составить 16,4 млрд и 16 млрд рублей соответственно.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2647

2.3. В Госдуме одобрили расширение получателей земли бесплатно для ИЖС и хозяйства.

Комитет Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям поддержал принятие в первом чтении законопроекта, направленного на расширение перечня граждан, которые вправе получить государственные и муниципальные земли в безвозмездное пользование.

Документ, внесенный заксобранием Карелии, предоставляет субъектам РФ право устанавливать перечень профессий рабочих и должностей служащих, работа по которым на определенной территории позволит гражданам получать земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование с последующим предоставлением в собственность бесплатно.

Законопроект разработан в целях расширения категорий граждан – получателей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование с последующим предоставлением в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законами субъектов РФ, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях.

Реализация законопроекта «будет способствовать снижению оттока местного населения, проживающего в малых городах и на сельских территориях, ускорению темпов индивидуального жилищного строительства и социально-экономического развития этих территорий в целом», считают его разработчики.

Источник: https://realty.ria.ru/20221004/zemlya-1821421686.htm

2.4. В России вырос спрос на экстерриториальное оформление недвижимости.

За восемь месяцев 2022 года в Росреестр поступило более 401 тыс. заявлений для оформления недвижимости по экстерриториальному принципу, что на 17% выше показателя прошлого года (344 тыс. пакетов документов). Об этом сообщила заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации Елена Мартынова.

«Экстерриториальный способ дает возможность сэкономить время и материальные затраты людей. Благодаря эффективному взаимодействию Росреестра с Минэкономразвития и региональными органами власти экстерриториальный прием доступен в МФЦ всех субъектов РФ. За 8 месяцев 2022 года 85% поступивших экстерриториально документов направлены через офисы многофункциональных центров. Наиболее востребованными такие услуги оказались в Центральном (110 тыс. заявлений), Южном (88 тыс. заявлений), Северо-Западном (63 тыс. заявлений) и Приволжском (60 тыс. заявлений) федеральных округах», – отметила Елена Мартынова.

Вместе с тем Росреестром были подготовлены ответы на часто задаваемые вопросы.

Как зарегистрировать права на имущество, находящееся за пределами региона проживания?

Экстерриториальный принцип – это возможность обращаться за получением государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в офисы приема-выдачи документов (филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» или МФЦ) в любом регионе России, независимо от места расположения объекта недвижимости.

Заявление о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимость и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе представляются посредством личного обращения  независимо от места нахождения объекта недвижимости (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

Представленные документы переводятся в электронный вид и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа, принявшего документы (МФЦ или филиала ФГБУ «ФКП Росреестра»). Они имеют ту же юридическую силу, что и документы на бумажном носителе. На представленных заявителем документах на бумажном носителе проставляется отметка о создании электронного образа таких документов.

В какие сроки предоставляются государственные услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество по экстерриториальному принципу?

Согласно части 1 статьи 16 Закона о регистрации, сроки оказания услуги зависят от вида учетно-регистрационных действий.

Какие документы получает заявитель по результатам оказания государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество?

При принятии органом регистрации прав решения об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество процедура предоставления государственной услуги завершается выдачей (направлением) выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), подтверждающей проведение учетно-регистрационных действий.

По результатам предоставления услуги заявитель получает документы при личном обращении по месту их подачи на оказание этой государственной услуги. Подлежащая выдаче выписка из ЕГРН подготавливается государственным регистратором прав, подписывается его усиленной квалифицированной электронной подписью и направляется в электронном виде в МФЦ или филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по месту приема документов для распечатывания и выдачи заявителю.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/v-rossii-vyros-spros-na-eksterritorialnoe-oformlenie-nedvizhimosti/

2.5. В ЕГРН внесены сведения о 323 тыс. аварийных объектах.

По состоянию на конец августа уполномоченными органами в Росреестр переданы сведения о 89 тыс. аварийных объектов недвижимости (многоквартирных домах и индивидуальных жилых строениях). В отношении 323 тыс. объектов в ЕГРН внесены сведения о признании их непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Из них 281 тыс. – помещения, расположенные в многоквартирных домах (МКД). Данные об аварийности также указываются в выписках из ЕГРН.

«Закон, обязывающий региональные и муниципальные органы власти направлять в Росреестр сведения о решениях о признании МКД аварийными, о признании жилого помещения, в том числе жилого дома непригодными для проживания, вступил в силу с 1 февраля 2022 года. Решение позволяет обезопасить граждан от покупки непригодного жилья, обеспечить актуальность данных ЕГРН, а также ускоряет и делает проще проверку недвижимости при проведении сделок. Появление отметки в ЕГРН способствует исключению ситуации, когда ни гражданин, ни кредитная организация не знают о признании дома аварийным», – рассказала заместитель руководителя Росреестра Татьяна Громова.

Наиболее активно сведения вносят Пермский край, Архангельская, Саратовская и Астраханская области, республики Карелия и Коми, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/v-egrn-vneseny-svedeniya-o-323-tys-avariynykh-obektakh/

III. Судебная и административная практика

3.1. Решение Московского областного УФАС России от 26.09.2022 по делу № 050/07/223-35205/2022

Комиссия Московского областного УФАС России (далее – Комиссия) рассмотрела жалобу ООО «Перфоманс Лаб» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) Государственного автономного учреждения здравоохранения Московской области «Воскресенская областная больница» (далее – Заказчик) при проведении Заказчиком закупки медицинских перчаток для нужд отделений Заказчика.

Закупка проводилась в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Доводом жалобы Заявителя было установление в закупочной документации неправомерного требования к предмету закупки в части указания его срока годности.

Комиссия установила, что Заказчиком в Техническом задании для товаров по позициям 1-10 установлены технические характеристики, а именно: «Срок годности: не менее 5 лет с момента изготовления. Остаточный срок годности на момент поставки должен быть не менее 36 месяцев».

Согласно пункту 7 Технического задания поставка товара осуществляется с момента заключения Договора по 31.12.2022.

Рассмотрев жалобу, Комиссия указала, что согласно позиции, изложенной в письме ФАС России от 24.05.2017 № ИА/34601/17 «О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности (службы) медицинских изделий» если заказчик осуществляет закупку в декабре текущего года на следующий календарный год (то есть предполагает использование медицинских изделий по 31 декабря следующего года), то требование к сроку годности медицинского изделия не может превышать период следующего года, в котором будет потребляться медицинское изделие, то есть остаточный срок годности медицинского изделия должен покрывать 31 декабря следующего года, при этом участник закупки может предложить медицинское изделие с остаточным сроком годности, превышающим следующий календарный год. ФАС России полагает, что заказчик при объективной необходимости может осуществить дополнительную закупку медицинского изделия на протяжении всего следующего года с указанием остаточного срока годности медицинского изделия, превышающего 31 декабря.

Комиссия также указала, что требование заказчиков к остаточному сроку годности, значительно превышающему планируемый период потребления (например, при планировании закупки на календарный год заказчиком требуется к поставке лекарственный препарат с остаточным сроком годности 18 месяцев), может иметь признаки.

Таким образом, с учетом установленного Заказчиком остаточного срока годности предмета закупки, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком положения пункта 3 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

3.2. Определение Верховного суда РФ от 30 сентября 2022 года №305-ЭС22-17165 по делу №А40-81087/2021

Верховный суд РФ не стал пересматривать дело в связи с кассационной жалобой заказчика и согласился с нижестоящими судами.

Так, из материалов дела №А40-81087/2021 следует, что акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» в лице филиала ОДУ Северо-Запада (далее соответственно – общество, заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее соответственно – Управление, антимонопольный орган).

Судами установлено, что заказчик проводил закупку в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В закупочной документации заказчиком было установлено требование к участникам конкурса о наличии у них в штате квалифицированных специалистов, соответствующих требованиям, указанным в квалификационных требованиях. После отклонения поданной заявки, заявитель обратился с жалобой в Управление. Антимонопольный орган признал жалобу обоснованной и выдал соответствующее предписание обществу, с чем общество не согласилось и обратилось в суд.

ВС РФ указал, что суды действовали правомерно, признавая законными оспариваемые решение и предписание Управления.

В данном деле суды исходили из того, что установление обществом с учетом предмета закупки квалификационных требований в виде кадровых ресурсов в качестве отборочного критерия в рассматриваемом случае являлось неправомерным, касается наличия или отсутствия сотрудников на этапе участия в закупке.

Вместе с тем суды отметили, что в рассматриваемом случае участники процедуры закупки, по сути, должны были вступать в договорные отношения со сторонними лицами (при отсутствии в штате собственного персонала с испрашиваемой заказчиком квалификацией и в требуемом количестве) исключительно для того, чтобы подать заявку на участие в закупочной процедуре (без гарантии победы в закупке и последующей необходимости в услугах таких лиц), что, очевидно, являлось для таких участников нецелесообразным и было способно привести к необоснованному ограничению их количества путем отказа таких участников от подачи заявок на участие в соответствующих закупочных процедурах.

При этом обществом не приведено обоснования установления с учетом предмета закупки данного требования к участнику конкурентной процедуры именно на этапе подачи заявок на участие в ней. С учетом этого суды правомерно расценили действия заказчика как направленные исключительно на ограничение круга потенциальных участников закупки, но не на выбор наилучшего контрагента по договору.

3.3. Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2022 года по делу № А83-14782/2021

Первый заместитель прокурора Республики Крым (далее соответственно – заместитель прокурора, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Бахчисарая Республики Крым (далее – администрация), индивидуальному предпринимателю Каракулян Изабелле Владимировне о признании недействительными проведенных администрацией торгов на право заключения договора аренды земельного участка.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований было отказано, с чем не согласился заместитель прокурора и обратился в апелляционную инстанцию с жалобой.

Апелляционная коллегия пришла к выводу об отмене принятого по делу судебного акта, не согласившись с принятым по делу решением в части.

Вместе с тем относительно довода заместителя прокурора о том, что в настоящее время проведение земельного аукциона в электронной форме не предусмотрено, апелляционная коллегия указала, что действующее законодательство не содержит запрета на проведение аукционов по продаже и аренде земельных участков в электронной форме. Истец не доказал того, что форма проведения аукциона (в электронном виде) привела к ограничению конкуренции. Сама по себе электронная форма проведения торгов не может ограничивать конкуренцию, а по существу, при должном проведении конкурентных процедур в электронной форме приводит к увеличению количества участников, минимизирует риски сговора на торгах, а также позволяет сделать процедуру более прозрачной и конкурентной. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.08.2022 № Ф10-3271/2022 по делу № А83-7348/2021.

При этом с иным доводом апелляционная коллегия согласилась, в связи с чем решение суда первой инстанции было отменено.

17 октября 2022, 10:34
415
Теги: #Законодательство #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.