По материалам 27-й экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему «Российский бизнес: остаться в живых». Владимир Гутенев, первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Тезисы.
Ситуация к марту этого года была не самая благоприятная. Мы наблюдали и консервативную политику Центробанка, и низкую эффективность реализации национальных проектов, и инерционность экономического блока Правительства, и накопившиеся структурные проблемы. Все это усугублялось политикой сдерживания со стороны внешних сил. Это в том числе и попытки срыва уже заключенных контрактов, препятствия к заключению новых – с этим был ряд проблем.
Я бы не стал демонизировать проблему COVIDа. Здесь наложилась и нефтяная проблема, и сдерживание развития Китая, в частности, тревожит не самая удачная практика ЦБ размещения юаня в части резерва. Мы понимаем, что не исключена девальвация юаня – не хотелось бы терять деньги.
Мы возлагали определенные надежды на посвященный промышленности Госсовет, который должен был состояться этой весной. Было разработано 20 проектов, которые должны были внести серьезные изменения в экономический ландшафт. Было ощущение, что и новое Правительство готово к изменениям и хочет продемонстрировать свою состоятельность в тех жестких рамках, в которые нас загнал идеальный шторм.
Общественными организациями был разработан ряд предложений. Я бы разделил их на две категории. Первая – это, где мы просим ресурсы и возможности, и вторая, где просим сохранить инвестиционные программы, которые сформированы крупнейшими игроками, к примеру, инвестпрограмма РАО «РЖД». Ее изменение привело бы к фатальным последствиям для локомотивостроения, вагоностроения и смежных производств. Направленные Президенту предложения уже нашли воплощение в ряде поручений. Президент провел совещание по авиастроению. В результате заказ на военную технику поступил в более ранние сроки. Достигнута договоренность о поставке 60 вертолетов для санавиации. Выделено 23 миллиарда рублей для импортозамещения по «Сухому Суперджету». Большая субсидия выделена на устранение плохой задолженности в Объединенной авиационной корпорации. Был принят ряд мер по автомобилестроению. Увеличены объемы по субсидированию для производителей сельхозтехники – это Россельмаш и прочие структуры. То есть реакция не текущие вызовы неплохая, но необходимы системные изменения.
Нужно поддерживать системообразующие отрасли, но упор делать на высокомаржинальные, высокотехнологичные направления, где существует большой потенциал импортозамещения. В связи с чем я считаю необходимым пересмотреть политику Центробанка в части учетной ставки. Во многих странах ставка близка к нулевой. В некоторых странах она отрицательная.
Необходимо снижать нагрузку на бизнес – либо сокращать налоги, либо повышать эффективность нацпроектов. Следует предоставить преференции производителям высокотехничной продукции и проектам по импортозамещению. И, конечно, нужно пересмотреть инвестиционные проекты по ТЭКу, сырьевым направлениям, избавится от «незавершенки» как от тяжелого бремени.
Я считаю, мы можем рассматривать дефицитный бюджет и некую эмиссию. Нам необходимо стимулировать внутренний спрос и, соответственно, рост потребления со стороны граждан. Но это не отменяет задачи радикальных изменений экономического ландшафта, потому что существующая ситуация не позволяет нам расти необходимыми темпами.
Комментариев пока нет