Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Раздробленность: фальшивые МСП хорошо устроились в госзакупках

С начала года действует амнистия за дробление бизнеса, воспользуются ли ей компании?
Раздробленность: фальшивые МСП хорошо устроились в госзакупках
Теги: #МСП

Анализ статистики Центробанка по кредитованию компаний малого и среднего предпринимательства выглядит оптимистично. Равно как и данные, представленные Корпорацией МСП в конце 2024 года.

Цифры красивые, и трава очень хорошо покрашена. Так, по данным МСП Банка (дочерняя организация Корпорации МСП), консолидированный объем кредитно-гарантийной поддержки предпринимателей за 2024 год составил около 370 млрд рублей, что на 80% больше, чем показатель 2023 года. При этом кредитный портфель банка приблизился к значению в 90 млрд руб.

В статистике ЦБ РФ все выглядит позитивно, даже не смотря на высокую ключевую ставку. За три последних месяца прошлого года кредитование МСП поднялось на целых 11% к тому же периоду в 2023 году. Какие молодцы удои растут – но надои почему-то падают!  Есть нюанс: львиную долю в разделе М ОКВЭД 2 заняли не кредиты малым промышленным или инженерным компаниям, а заемщики класса 71 – то есть стройка.

– По классификации аналитиков Центробанка, это крупные заёмщики с задолженностью более ₽8 млрд и заёмщики с эскроу-счетами трёх строительных разделов ОКВЭД 2. Всего на 205 крупных “квазиМСП” заёмщиков в сер 2024 г. пришлась почти ¼ всей задолженности, ₽19 млрд на брата в среднем. Такое вот МСП, – отмечает ведущий и эксперт РБК ТВ Павел Демидович.

Добавим, что «такое вот МСП» усугубляется дроблением. На профессиональном сленге категорию умышленно раздробленного бизнеса окрестили собирательным названием «МСП плюс». Чтобы вписаться в льготные режимы налогообложения, и получать  поддержку от государства, крупные компании делятся на группу юрлиц. В торговле и стройкомплексе ловко овладели этим навыком трансформации. А вот индустриальные стартапы, вырастающие в более крупные компании, к сожалению – нет.

Объясняем: между дроблением ради сохранения темпов трудного поступательного развития и дроблением ради примитивного хищнического освоения государственного ресурса есть огромная разница. Одно дело, когда компания, пользуясь налоговыми льготами и государственной опекой, долго и упорно боролась за свой рост, за выход в серийное производство, за масштабирование технологического процесса. Поэтому, едва преодолев планку, отделяющую малый бизнес от среднего, эта компания пытается удержаться в прежнем «тепличном» режиме.  Для них это возможность не останавливаться в развитии.

И совершенно другое дело – когда «в теремок пытается внедриться медведь». Когда крупный бизнес, уже имеющий устойчивую долю рынка симулирует себя в виде группы мелких компаний, чтобы эксплуатировать доверчивость государства.

По самым скромным оценкам, ущерб бюджета в виде недополученных доходов в результате дробления составляет не менее 100 млрд рублей.

С 1 января 2025 года российским законодательством предусмотрена амнистия за дробление бизнеса. Эту смягчающую норму приняли по просьбе отраслевых объединений малого и среднего предпринимательства: ОПОРЫ России, Торгово-промышленной палаты, РСПП ради того, чтобы увести из под удара компании, находящиеся на переходном этапе развития.

Чтобы избежать наказания и попасть под амнистию, от корневой компании требуется добровольный отказ от дробления: т.е. уйти от упрощенной схемы налогообложения, консолидировать бизнес в одной компании и начать платить налоги на общих основаниях. В противном случае, придется доказывать в суде, что дробление было вызвано деловыми целями.

На сегодняшний день сложилась внятная судебная практика, из которой ФНС вывело признаки неправомерного раздела бизнеса. Эти признаки опубликованы регулятором в виде обзора судебной практики. При их наличии суды стабильно встают на сторону регулятора. То есть государство сделало первый ход, показав критерии обвинения.

Из этого большинство экспертов делает вывод, что бизнесу, знающему за собой грешок дробления, не мешало бы провести внутрений аудит. Если размер совокупного дохода раздробленных организаций не позволяет компании находиться на специальном налоговом режиме, то вряд ли удастся избежать разбирательств со стнороны ФНС.

Проблема в том, что со стороны бизнеса процедура реорганизации в легальный формат требует довольно серьезных, длительных юридических и бухгалтерских усилий. На которые не все пойдут, поскольку они влекут непредсказуемые, затраты (а самое главное, окупаемость этих усилий не гарантирована). Поэтому рачительный предприниматель предпочтет положиться на  авось и на близорукость госаппарата. В такой ситуации со стороны государства, куда эффективнее была бы политика превентивного контроля, когда группе организаций, заподозренных в дроблении, сначала направлялось бы предписание устранить нарушение. И лишь затем, когда предписание не выполнено, включается дисциплинарная машина и заводятся дела.

Но системы предписаний нет. Поэтому прогнозы пополнения бюджета от налоговой амнистии в очень скромные. В Торгово-промышленной палате считают, что в результате добровольного обеления бизнеса в 2025 году бюджет получит мизерную сумму: всего лишь 10 млрд рублей. Расчеты ТПП основаны на том, что сейчас налоговая выявляет нарушений по дроблению примерно на такую же сумму. Логика железная: бизнес подвинется ровно настолько, насколько сильна репрессивная машина государства.

Как отмечал при разработке законопроекта об амнистии, президент ОПОРЫ РОССИИ Александр Калинин, то понятие «дробления», которое указывалось в документе поверхностное, что дает возможность широкого толкования.  Для уточнения нормы ОПОРА предлагала конкретизировать его, а также включить определения единой предпринимательской деятельности, контролирующего лица и конструкции «под контролем одними и теми же лицами».

– Опасения бизнеса здесь связаны в первую очередь с отсутствием этих определений, поскольку без них вполне вероятно несправедливое правоприменение из-за широкого трактования со стороны контролирующих органов, – писал Александр Калинин.

В свою очередь, в Торгово-промышленной палате РФ полагают, что в 2025 году основными «кандидатами» по отработке борьбы с дроблением будут продавцы на маркетплейсах.

Как бы то ни было, для эффективного применения амнистии требуется более четкая государственная политика в отношении промбизнеса. Российское законодательство не различает настоящих производителей, от посредников, от компаний, занятых в сфере торговли и услуг.

В результате под ударом чаще всего оказывается первые, поскольку они связаны по рукам и ногам социальными, налоговыми, арендными и деловыми обязательствами. В отличие от перекупщика производственная компания никуда не сбежит, а ее профит от дробления составляет копейки в сравнении с выгодой спекулятивных организаций. Именно поэтому инструмент амнистии за дробление следовало бы адресовать только производящим компаниям. Всем остальным амнистия не нужна. А на наш взгляд – вредна. Торгово-промышленная палата недавно обращалась к Правительству с предложением отделить производственный бизнес от спекулятивного, но не удостоилась даже формального отклика на свою инициативу.

ОПОРА РОССИИ подчеркивала еще один изъян. В государственной классификации «весовых категорий» бизнеса есть пробел: по факту, отсутствует средний вес.

Поэтому компании, представленные как малый бизнес, при дальнейшем росте не могут безболезненно и бесшовно перейти «в открытый грунт». После преодоления барьера они лишаются господдержки. Это особенно трудный этап для тех, кто занимается наукоемким бизнесом и вынужден инвестировать собственные средства. В большинстве своем коммерческие банки саботируют кредитование подобных проектов, относя их к категории высокорисковых и венчурных. Благодаря Минэку, в России была выделена категория малых технологических компаний и запущена программа по их выращиванию. Однако она охватывает ограниченный круг стартапов, в то время как защищенная средняя ступень нужна всем представителям реального (производящего) сектора экономики. Для этой группы бизнеса подошел бы легальный формат МСП плюс. Но чтобы его реализовать, требуется сначала каким-то образом выделить саму производственную группу. Отечественное законодательство не предусматривает никаких критериев производственной компании.

Автор: Андрей Троянский

16 февраля 2025, 22:45
358
Теги: #МСП

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.