Организованное сотрудничество крупнейших заказчиков страны с компаниями малого и среднего бизнеса – это огромная отрасль с очень важными последствиями для всей национальной экономики. Со стороны государства главной действующей силой в этой отрасли является «Корпорация МСП».
Насколько серьезны организационные возможности государства в этой отрасли? Об этом в презентации, подготовленной «Корпорацией МСП» специально для XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Комментарии и ответы на вопросы профессиональной аудитории в ходе презентации дала Наталья Битюкова, начальник отдела по оказанию возмездных услуг и информационному обеспечению Дирекции оказания возмездных услуг и информационного обеспечения в сфере закупок АО «Корпорация «МСП».
Корпорация МСП – это государственная организация, которая оказывает поддержку в развитии бизнесу на всех этапах его существования: от зарождения идеи до выхода на внутренние и внешние рынки. Корпорация может осуществлять свою деятельность не только напрямую, но и через свои дочерние общества: например, акционерные общество «МСП Банк», «МСП Лизинг». Согласно идеологии компании, основными мерами поддержки являются финансовые инструменты: предоставление льготных кредитов и гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства. Корпорацией реализуется серьезная разветвленная стратегия по выстраиванию взаимодействия малого бизнеса с крупнейшими заказчиками.
– В настоящее время это одно из ключевых направлений нашей деятельности, – рассказала Наталья Битюкова. – Начиная с 2015 года Корпорация МСП осуществляет контроль квоты заказчиков, которые обязаны проводить закупки у субъектов малого и среднего бизнеса. Хочу подчеркнуть, что с прошлого года эта обязанность распространяется на всех заказчиков по 223-ФЗ. И в отношении самых крупных из них Корпорация проводит оценку и мониторинг соответствия.
По итогам прошлого года объем закупок у таких заказчиков, согласно данным «Корпорации МСП», составил почти 8 трлн рублей. Это огромный пласт возможностей для развития малого бизнеса.
– Мы наблюдаем, что от года к году растет как количество договоров, так и число субъектов МСП, которые участвуют закупках крупных заказчиков по 223-ФЗ. По итогам прошлого года каждый четвертый договор в рамках 223-ФЗ заключен именно с субъектов малого и среднего предпринимательства. Я считаю, что это большое достижение. Нельзя не отметить колоссальную работу заказчиков, проделанную на этом направлении. Они, несмотря на непростые события в экономической и политической сфере, остались верны тем стратегиям, которые были намечены ранее – в том числе поддержке субъектов МСП, созданию благоприятных условий для вовлечения их в закупки.
В цифрах взаимодействие крупнейшего и небольшого бизнеса страны выглядят внушительно. Поставлены очень амбициозные цели, которые, по словам спикера, выглядят выполнимыми. Если в прошлом году, общий объем закупок госкомпаний у МСП составил более 3 трлн рублей, то в 2024 году должна быть взята планка 7,9 трлн рублей.
Еще одним инструментом развития, который внедряет «Корпорация МСП» являются электронные сервисы и структурированный доступ к любой информации, которая может быть полезна бизнесу. Это централизованная Цифровая платформа МСП.РФ, которая является точкой входа ко всем имеющимся в стране программам и ресурсам поддержки предпринимательства.
Отдельное направление работы – это программы выращивания бизнеса.
– Выращивание (или доращивание) компаний – для крупных заказчиков это возможность оказать меры поддержки субъектам МСП напрямую. Создать свой пул поставщиков, который будет отвечать уникальным потребностям заказчика. Можно отобрать потенциальных исполнителей контрактов по той номенклатуре, которая является перспективной. Принимая во внимание наш опыт взаимодействия в этой сфере, можно сделать вывод, что сам субъект МСП в таких проектах получает оптимальный набор поддержки, в кратчайшие сроки может выйти на заключение договоров поставки в рамках долгосрочного взаимодействия с заказчиком, офсетных договоров. В настоящее время уже утверждены 22 программы выращивая поставщиков. Это большое достижение. Надо отдать должное заказчикам, которые пошли на реализацию таких проектов. Первой была государственная компания «Автодор», значительное количество офсетных договоров по программе выращивания заключено АО «РЖД».
Долгосрочное сотрудничество с заказчиком и возможность получить гарантированный рынок сбыта являются весомым стимулом для предпринимателей, участвующих в программе выращивания. По словам Натальи Битюковой, программа выращивания и дальше будет опираться на механизм офсетных договоров. Корпорация МСП, в данном случае, выступает с позиций добровольного посредника и консультанта, готова оказывать любую методическую поддержку на любом этапе программы выращивания. Это серьезная помощь, учитывая тот факт, что инструмент офсетных контрактов в России пока мало распространен, по нему недостаточно правоприменительной практики.
В Корпорации МСП подчеркивают, что цена поддержки бизнеса ложится не только на плечи заказчика, часть нагрузки берет на себя Корпорация, как институт, аккумулирующий всю государственную инфраструктуру, направленную на развития предпринимательства.
Основная цель – сфокусировать все ресурсы на создании дефицитной продукции, которую заказчик не может получить на открытом рынке. Обе стороны являются выгодоприобретателями при таком раскладе.
Корпорация МСП активно участвует в подготовке предложений по развитию законодательства в сфере участия предпредпринимателей в закупках.
– Прежде всего, мы хотели бы обратить внимание на необходимость поддержки и дополнительных мер, которые будут способствовать росту МТК (малых технологических компаний), – подчеркивает Наталья Битюкова. – Внедрение инноваций является одним из ключевых приоритетов экономической политики.
Офсетные договоры – это инструмент, который работает. «Корпорация МСП» обладает наиболее полным объемом объективных данных о нем, поскольку может анализировать его применение с позиции двухлетней практики. Что нужно менять в законодательстве, чтобы офсетные договоры из диковинки стали массовым инструментом в обиходе всех заказчиков?
По словам Битюковой, многому можно научиться в офсетной практики АО «РЖД», которое является хедлайнером в этом вопросе. Предложения по развитию законодательства, разработанные «Корпорацией МСП» и направленные в Минэк, готовились с учетом достижений РЖД.
– Поскольку сейчас нормы законодательства (на треке офсетных контрактов) достаточно общие, мы пытаемся конкретизировать их для заказчиков. Призываем всех крупнейших заказчиков обратить внимание на эту нормативную работу.
Комментариев пока нет