Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Алгоритмизация закупок – цена новых возможностей

Ассоциация менеджеров представила срез современного рынка CRM-систем
Алгоритмизация закупок – цена новых возможностей
Теги: #Цифровизация

В Москве прошло совместное заседание комитетов по управлению закупочной деятельностью и по информационным технологиям Ассоциации менеджеров.

На наших глазах меняется повседневная среда закупочной деятельности. Формируется новый экономический уклад, который эксперты (в том числе в Правительстве РФ) называют «платформенным». Это необратимый тектонический процесс, более глубокий, чем импортозамещение, санкции и борьба с инфляцией.

Появление программных комплексов, способных собирать, хранить, обрабатывать и визуализировать данные из различных источников, ради принятия решений в бизнесе и в управлении экономикой – это новая промышленная революция, которая уже идет. А сами такие комплексы являются средствами производства платформенной экономики.

Обзор современного рынка CRM-систем представил Евгений Доможиров, сопредседатель комитета по информационным технологиям Ассоциации менеджеров, генеральный директор и основатель компании CESCA.

По его словам, российский бизнес уже прошел стадию адаптации к новым условиям работы после ухода иностранных вендоров. Сложилась новая среда, в которой место под солнцем заняли разработчики коробочных продуктов, электронные площадки и автономные цифровые экосистемы. В большей или меньшей степени все три класса столкнулись с длительной адаптацией к новым условиям, с процессом доводки систем до требуемой функциональности, реинжиниринга иностранных решений.

Появился новый сегмент участников рынка, который находился в состоянии спящей ячейки – это электронные торговые площадки. Они фактически перешли в категорию сервисных платформ: то есть, начали предлагать услуги анализа закупаемых продуктов и предоставлять дополнительные опции, связанные с подбором поставщиков и экспертизы и выбора продуктов. Этот тренд сформировался потому, что у отдельно взятого разработчика софта отсутствует доступ к статистике торговых операций, и к большим данным, которые из них вытекают.

Любая ЭТП в этом смысле обладает наиболее качественным информационным материалом об экономики из первоисточника этих данных, а также (что немаловажно) квалификацией и знаниями, как оптимизировать цикл, оставаясь в рамках нормативного регулирования, как свести заказчика с поставщиком на рыночных условиях.

 – Эта статистика в наибольшем объеме накапливается и хранится именно у площадок, – отметил Доможиров. – Полнотой таких данных обладает, например, Росэлторг: и может их «заворачивать» в BI-платформу (Business Intelligence) с инструментами удобными и поставщику и заказчику. Как поступают сегодня разработчики ПО, изолированные от потока торговой информации? Они приобретают базы данных, и статистику о возможностях поставщиков.

Функционал анализа баз данных о потребностях и закупках компаний сегодня становится основой любой ERP-системы, будь она проприетарным решением, создаваемым на собственные средства заказчика и для его собственных нужд, или внешней платформой, к услугам которой прибегают многие участники рынка.

– Сложность процедуры сопоставления заключается в ее многофакторности и в неопределенности критериев, которые считаются ключевыми. Цена безусловно играет большую роль в принятии решения. Но есть и другие факторы. Поэтому, чтобы провести достоверный анализ информации приходится привлекать либо уже проверенные модели математического анализа, либо инструменты искусственного интеллекта с определенного рода настройкой конфигурирования. Дообучением цифровых моделей под запросы заказчика может заниматься только игрок обладающий сильной ресурсной базой *Речь идет в первую очередь о вычислительных мощностях. Отсюда вывод, чем у вас больше вычислительных мощностей, тем больше вы выигрываете на новом формирующемся рынке ERP-систем, – заключил Доможиров.

Александр Сафелкин, директор по закупкам компании Галополимер:

– Сегодня мы вместо SAP Ariba внедряем в закупки свою разработку. Помогает нам это сделать 1С. На рынке множество коробочных решений, попытались доработать одно из них под себя, мы столкнулись с тем, что в итоге подрядчик предложил нам создать отдельный софт, который затем будет продаваться на рынке.

Есть запрос на систему поддержки принятия решений в сфере маркетинга. Причем, это не маркетинг в классическом смысле, а глубокая разведка, которая должна анализировать самые разные факторы. Не только экономику, но и климат. Несколько аварий на ряде шахт в КНР радикально повлиял на рынок определенного сырья. подобный анализ может осуществлять ИИ. Это подспорье не только для трейдинговых, но и для производственных компаний.

Денис Назаров, директор департамента логистики и снабжения «Цемрос»:

Одна из крупнейших и системообразующих компаний строительной отрасли, оказалась подготовленной переменам, связанных с блокировкой недружественного ПО. Поскольку производственные и административные процессы изначально были выстроены на базе отечественной экосистемы «Парус».

– Мы развиваем собственный закупочный модуль: от определения потребности до списания. Мы оказались в выигрыше, нам не пришлось кардинальным образом перестраивать свои системы. Для производственных компаний узкими местами, требующими цифровых решений являются: взаимоотношения с поставщиками, повышение эффективности закупок, контроль и управление резервами, работа с неликвидными и непрофильными активами.

Последняя задача эффективно решена в «Цемросе» через цифровой проект по организации адресного хранения, маркировки и проектного учета.  На многочисленных производственных мощностях компании сосредоточены складские запасы разного масштаба и удаленности.

Закупки для покрытия регулярных потребностей предприятий переведены в полуавтоматический режим.

Реализован модуль по контролю исполнения договоров. Примечательно, что компания нашла решение этой важнейшей задачи через создание справочников: по условиям поставок, по условиям взаиморасчетов. Действует специальный конфигуратор договоров под разные внешние условия в различных комбинациях. Система осуществляет автоматический контроль исполнения договоров на всех этапах. Минимизированы риски, в 1,5 раза сократились сроки поставки.

Уникальный пример гибридной CRM-системы, развившейся из коробочного решения представил директор по закупкам Международного аэропорта «Внуково» Павел Слободенюк:

Аэропорт достаточно активно развивал собственные электронные механизмы снабжения и контроля закупок на базе SAP. От сбора заявок к формированию бюджета, проведения маркетинга с автоматическим переходом в закупочные процедуры и далее к исполнению договора с оценкой подрядчика. Полный информационный охват всех хозяйственных процессов открывает множество возможностей и экономит массу ресурсов.

– Внутренняя команда разработчиков под наши потребности всячески дописывала базовый коробочный продукт, который у нас был. Конечно, он уже полностью отличается от того, что продается и стал уникальным для аэропорта. Пока не принято решение о переходе на другое решение. Мы не нашли достойной альтернативы.

Автор: Андрей Троянский

15 сентября 2025, 23:42
326
Теги: #Цифровизация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.