В конце прошлого года был опубликован основополагающий подзаконный акт к новому закону о единых требованиях импортозамещения в государственных и корпоративных закупках.
Реформа экономических отношений колоссального масштаба. Впервые в истории страны, такие требования по импортозамещению предъявляются не только к заказчикам по 44-ФЗ, но и к субъектам 223-ФЗ. Планка обобщенная, одна линейка на два закона.
Ее конкретное правоприменение описывается Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. N 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ), закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ)».
Постановлением № 1875 установлены четыре «защитные» меры:
- запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами или иностранными организациями;
- ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
- преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
- минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения.
Запрещены закупки 151 вида продукции, введены ограничения на 465 видов и предусмотрено 15%-е ценовое преимущество для российских товаров.
В начале февраля Минфин России дал разъяснения по применению положений ПП № 1875. Как мы знаем, в нашей причудливой государственной традиции, эти пояснения не являются юридически значимым документом, а всего лишь вспомогательным напутственным посланием. Однако толкование Минфина помогает разобраться в сложном новом интерфейсе.
Разъяснения Минфина можно скачать здесь.
Субъекты 44-ФЗ найдут для себя мало нового. Аналогичные требования применялись к ним и прежде. А вот для заказчиков по 223-ФЗ регулирование в новинку.
В разъяснениях Минфина дается подробная “раскадровка” по кругу заказчиков, на закупки которых распространяются защитные меры: выделены три условные группы заказчиков.
Также Правительством установлен официальный перечень документов, подтверждающих страну происхождения товара. *Что нужно предоставлять в составе заявки, для подтверждения российскости?
Это номер реестровой записи из Реестра российской продукции в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП). Важно, что эта запись должна содержать информацию о совокупном количестве баллов за выполнение на территории РФ определенного набора технологических операций.
Мерилом для нужного (проходного) количества баллов является ПП 719. Если баллы устанавливаются этим постановлением, тогда их количество должно равняться или превышать требуемое значение. Есть нюанс: продукция может формально числиться в российском реестре, однако набранных баллов может быть недостаточно для присвоения статуса российской продукции в закупках.
Если закупается радиоэлектронная продукция, то необходимо учитывать уровень ее локализации (первый или второй). Производители радиоэлектронной продукции с российскими процессорами (первого уровня) за счет большего количества баллов имеют преференции.
- Для продукции машиностроения обязательно предоставление номера реестровой записи из реестра российской промышленной продукции;
- Для программ для электронных вычислительных машин и баз данных обязательно предоставление порядкового номера из единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
- Для подтверждения осуществления всех стадий производства лекарственного препарата на территориях государств-членов ЕАЭС обязательно предоставление документа, содержащего сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, выданного Минпромторгом.
Таким образом, заказчик должен регулярно сверяться с тем, под какой комплект требований подпадает закупаемая продукция.
Начала появляться первая правоприменительная практика в сфере действия ПП 1875. Примечательно, что первые дела Федеральной антимонопольной службы в этой отрасли связаны с порядком предоставления информации о стране происхождения товара (с корректностью ссылок на реестры и перечни).
Отдельная история в новом регулировании связана с отчетностью по таким закупкам.
ПП 1875 содержит требования к форме и содержанию отчета об объеме закупок российских товаров, порядок его формирования и размещения в Единой информационной системе в сфере закупок. ФОИВом, уполномоченным на рассмотрение отчетов и оценку результатов осуществления таких закупок в отчетном году, является Министерство финансов Российской Федерации.
Достоверность тех данные, которые предоставляли заказчики корпоративного сектора до принятия закона о единых требованиях импортозамещения – явно подлежит сомнению.
Так, например, по той информации, которую опубличивали сами госкомпании, госкорпорации и естественные монополии, доля российских товаров в их закупках в 2023 году составила 85% против 87% в 2022 году. Не надо быть специалистом, чтобы усомниться в точности этих цифр. Даже при самых оптимистичных взглядах на российскую экономику – такие показатели выглядят нереальными.
При этом получение объективной автоматизированной отчетности затруднено, в связи с тем, что значительная доля корпоративных закупок проходила вне поля зрения Единой информационной системы (ЕИС). Значительная доля таких закупок была «упрятана» в закрытый режим под угрозой антироссийских санкций. Но ситуация меняется благодаря масштабной цифровой реформе этого сегмента, которую последовательно и неуклонно проводит Федеральное казначейство. Уже к концу текущего года, государство получит объективные данные о закупках в 223-ФЗ как в открытом, так и в закрытом контуре.
Кроме того, соответствующие сверки в границах своей ГИС начал Минпромторг. Как рассказал первый замминистра Василий Осьмаков, начата масштабная проверка соответствия объемов закупаемой российской продукции данным о производственных мощностях, указанным в реестре отечественных промышленных товаров в соответствии с Постановлением №719. В случае выявления существенных расхождений – информация будет передаваться правоохранительным органам. Это крайне интересные новости, которые безусловно следует читать в одном контексте с правоприменением ПП 1875.
Отечественные компании, регистрируясь в реестре, подтверждают наличие мощностей и документации для производства товаров. Когда объем их продаж существенно превосходит возможности предприятия, подобные схемы могут квалифицироваться как мошенничество:
– Компания проходит процедуру подтверждения «российскости», появляется реестровая запись, она не привязана к определенной единице товара, она описывает, что у этого юридического лица есть документация, есть мощности, чтобы это производить. Если мы будем видеть, что в закупках намного больше, чем может произвести предприятие, то мы будем видеть этот разрыв и понимать, что предприятие занимается нехорошими вещами. Будет приезжать проверка, – пояснил первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков.
Сверка охватит закупки продукции по 44-ФЗ и 223-ФЗ, и для начала будет проводиться в режиме предупреждения правонарушений. Однако в новейшей истории это первый случай настоящих требований к импортозамещению (т.е. требований, чреватых не иллюзорной ответственностью).
Хороший стимул для внимательного прочтения заказчиками ПП 1875, во избежание преднамеренных и непреднамеренных ошибок с предоставлением преференций в закупках.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет