Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

«Догоняющая индустриализация»: программа доращивания поставщиков изменит корпоративные закупки

392 постановление Правительства РФ уже работает на благо технологической независимости страны
«Догоняющая индустриализация»: программа доращивания поставщиков изменит корпоративные закупки
Теги: #Импортозамещение #Индустриализация #Реверсивный инжиниринг

По инициативе Минэкономразвития, в прошлом году был запущен федеральный проект, позволяющий технологическим компаниям «дорабатывать» продукцию под запросы российских корпораций.

На это предусмотрены безвозмездные государственные гранты в объеме до 250 млн рублей (при достижении целевых индикаторов деньги не возвращаются).  Оператором программы заявлена АНО «Центр поддержки инжиниринга и инноваций». До 2025 года заложен объем финансирования 12,9 млрд рублей (а до 2030-го 42 млрд рублей, но потенциально сумма может быть увеличена). Это весьма скромная цифра в масштабах индустриальной политики целой страны. Однако если дело пойдет в гору и превратится в массовую практику, то у программы есть перспективы.

Впервые российского корпоративного заказчика к чему-то пытаются обязать за пределами его налоговых обязательств. Государство начало мягко внедрять свои требования к составу производства.  Пусть издалека, и такими замысловатыми окольными путями. Но сам факт наличия госпрограммы «доращивания» технологических компаний, означает, что у корпоративных заказчиков должны быть запросы на такое «доращивание». То есть, у заказчика теоретически должна быть зарубежная продукция или комплектующие, которую требуется заместить/улучшить. А государство поможет, и даже даст на это денег бесплатно.

Сейчас в Министерстве экономического развития работают над расширением линейки кредитных организаций, готовых вкладываться в «догоняющую индустриализацию». А в Минпромторге прорабатывают способы практического применения. В проект уже включились все крупнейшие госкомпании и госкорпорации страны.

О принципах работы нового инструмента рассказал директор дирекции проектов развития АНО «Инновационный инжиниринговый центр» Роман Неуступкин (инжиниринговый центр является дочерней организацией некоммерческого института развития «Иннопрактика»):

– 392 постановление Правительства РФ, которое вступило в силу в марте 2022 года, позволяет «доращивать» промышленную продукцию под запросы корпораций. Речь идет о деталях и компонентах, которые могут быть изготовлены на территории РФ, но по тем или иным параметрам они не удовлетворяют потребности заказчика.

По словам эксперта, «Инновационным инжиниринговым центром было» обработано более 50% таких заявок со стороны одной только транспортной системы. Значительное количество проектов «доращивания» реализуется под запросы РЖД, а также под нужды судостроительных компаний.

Характерный пример из отрасли авиастроения – топливораздаточные рукава, которые до недавнего времени были импортными. С экспертами из авиакомпаний и аэропортов был проведен аналитический штурм, систематизированы их потребности, определен состав, подобрана компания, обладающая потенциалом разработчика. Был предварительно проработан механизм проведения испытаний и сертификации импортозамещенной продукции. В итоге был создан опытный образец, который в ближайшее время поступит на испытания.

– Это позволило только по итогам прошлого года сформировать заказ для промышленности объемом более 70 млрд рублей. Эти цифры создают новые рабочие места, позволяют обеспечивать наш технологический суверенитет, – отметил Роман Неуступкин.

При достойном финансовом обеспечении таких проектов Россия получит шанс отстоять свою самостоятельность и право на прогресс. Крайне важно, что внимание к сфере кредитования наукоемкой промышленности стали проявлять опорные государственные банки.

По словам эксперта, есть проекты, требующие решения сразу нескольких государственных инстанций. К примеру, силовая электроника, которой Инжиниринговый центр занимается по просьбе РЖД.

Чтобы организовать и запустить аутентичное производство на территории России, требуется масса организационных решений по самым разным вопросам, например: средства производства, строительство цехов, решение вопросов с чистой химией, разработка технологического цикла. Комплекс таких задач под силу только большой надведомственной структуре.

Поэтому в прошлом году на базе Министерства промышленности и торговли был создан Координационный совет, основная задача которого – это рассмотрение и формирование комплексных промышленных проектов, где требуются неординарные меры поддержки.

В координационный совет помимо инженеров-разработчиков и контролеров министерства входят также представители кредитной организации. Таким образом, проект с самого начала обрастает рыночными характеристиками и бизнес-планом.

– Перечисленные параметры, при существующей системе господдержки, никогда не сложатся сами по себе, их нужно упаковать в один пазл, – пояснил Роман Неуступкин. – Есть несколько треков, по которым мы (Инжиниринговый центр) взаимодействуем с корпорациями. Один из них – это создание координационных советов с компаниями: где вырабатываются совместные решения по тем продуктам, которым необходимо обеспечить импортозамещение и дальнейший рынок сбыта. Причем рынок сбыта обеспечивается через консолидацию потребностей не одной компании, а группы. Это позволяет разгрузить ответственность на всех, снизить порог риска и увеличить возможности отечественных инженеров и производителей.

Конъюнктура внутреннего рынка крайне недружелюбна по отношению к инициативным продажам и малосерийным изделиям. Технически их, как правило, можно произвести, но они являются неконкурентоспособными по себестоимости.

Программу доращивания поставщиков справедливо критикуют за жесткие условия по отношению к исполнителю. За 6 лет с начала получения финансирования грантополучатель должен произвести продукцию и реализовать ее на сумму не менее чем в 5 раз больше, чем сумма гранта. Высказывают резонные опасения, что на такие условия решится отнюдь не каждая инновационная компания.

Напрашивается выход из положения — в синхронизации технологических потребностей корпораций.

С помощью Инжиниринговой организации корпорации формируют единое задание, прописывают в нем технические параметры и стоимость. Объединенный заказ позволяет производителям выйти на серийное производство, снижает себестоимость единицы изделия. Кроме того, снимает риски, которые есть при испытании новых продуктов, т. к. многих решений в РФ просто нет и их нужно воссоздавать на территории РФ.

Любопытно, что вслед за правительством синхронизацией технологических потребностей занялись и некоторые продвинутые регионы приступили к созданию собственных центров кооперации. Так глава Татарстана Рустам Минниханов объявил, что в республике будет создан штаб, который станет координировать эту работу в по программе «доращивания» поставщиков:

– 100–200 миллионов рублей на каждое изделие — это мало, но давайте начнем, будем показывать результат. Мы бы не смогли сами это сделать, если бы против нас санкции не ввели.

Любопытную оценку инженерного потенциала страны недавно дал Алексей Рогозин, Руководитель АНО “ЦРТТ” (Центр развития транспортных технологий).

По его словам РФ все еще обладает превосходным качеством решения инженерных задач высокого уровня. А вот на уровне внедрения в серийное производство есть огромные проблемы. В России разучились производить с постоянным прогнозируемым качеством и по разработанной технологии. Преимущество РФ сохраняется на этапе инженерной разработки и заканчивается после создания опытного образца.

– Считаю, что нет ни одной инженерной задачи, которую невозможно решить в России, – говорит Алексей Рогозин. – Более, того, если сравнивать механизмы работы, например, российского и американского авиастроения – то выяснится, что производительность труда у нас выше! Это наследство других подходов. С серийным производством у нас все гораздо хуже. Мы не та страна, которая как КНР способна повторно штамповать одни и те же изделия. Воспроизводство технологий для обеспечения потребностей рынка – не является нашей сильнейшей стороной. На протяжение последних нескольких лет я наблюдал за совместным проектом России и КНР по созданию широкофюзеляжного самолета СR929. Есть области, в которых мы бесконечно отстаем от Китая, например  микроэлектроника. Где технология хорошо известна и требуется только ее многократное тиражирование, превращение в доведенный до автоматизма производственный процесс. Однако мы очень сильны и опережаем тот же Китай по ряду направлений, связанных решением инженерных задач. Взаимодействую с огромным количеством разработчиков, и могу сказать, что наша школа позволяет находить нестандартные научные решения, зачастую в очень ограниченных ресурсах. В условиях дефицита денег, кадров, оборудования и других препятствий.

Автор: Андрей Троянский

21 марта 2023, 21:16
610
Теги: #Импортозамещение #Индустриализация #Реверсивный инжиниринг

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.