Антимонопольная служба проводит в Сочи вторую Всероссийскую Конференцию в сфере закупок. Она снова посвящена насущным потребностям и техническим разночтениям, которые неизбежны в закупочном законодательстве страны.
Для тысяч поставщиков и заказчиков ключевые разъяснения ФАС России по основополагающим вопросам хозяйственной деятельности стали своеобразной формой комплаенса в закупках. Они помогают действовать без ошибок, правильно трактовать и применять закон.
Ожидаемо, магистральной темой Всероссийской конференции в сфере закупок стала работа национальной экономики в условиях санкций. Нужно ли редактировать законодательство, внося в него новые правила, или достаточно просто углубить уже существующие нормативные сюжеты? В каких сферах система не достаточно эффективна? Как себя чувствует производственный бизнес в условиях экономической турбулентности, и готовы ли крупные компании следовать явному политическому посылу правительства – взять под свое крыло малое и среднее предпринимательство?
На последний вопрос в цифрах и фактах ответил глава Корпорации МСП Александр Исаевич. На текущий момент общий объем закупок по 223-ФЗ составляет 7 трлн рублей, это 702 тысячи договоров. Доля МСП в них составляет 4,2 трлн рублей. В деньгах это порядка 55%, а в количестве договоров – 85%. Судя по озвученным данным, инструмент обязательных квот на закупки корпораций у малого бизнеса приносит свои плоды. Однако, по словам Алексадра Исаевича, важен не столько итоговый результат, сколько качество применения данного инструмента, и возможность следить за его предметным воздействием.
Ключевыми темами дискусси также стали:
- Госзаказ – от моратория до эффективного инструмента поддержки бизнеса
- Практика заключения контрактов без проведения конкурентных процедур согласно Закону № 46-ФЗ.
- Борьба с «профессиональными жалобщиками».
- Правовое регулирование в области закупок для поддержки малого и среднего предпринимательства.
- Проблема недостоверных сведений для обеспечения победы на торгах и пути ее решения.
Заместитель министра финансов Алексей Лавров отметил высокую эффективность контрактной системы в условиях санкций. В Минфине скептически относятся к идеям реформирования законодательства, что может привести только к дублированию и усложнению уже существующих норм.
– Контрактная система устойчиво функционирует и справляется на 100%, а может быть и на все 150%, с учетом санкций со своими задачами. Наша исходная позиция состоит в том, что если что-то можно не менять, то нужно не менять.
Со стороны антимонопольной службы был озвучен важный посыл для всех участников закупочной системы как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ – не смотря на особые условия работы национальной экономики, требования к здоровой конкуренции никто не отменял.
В докладе главы ФАС России Максима Шаскольского, в этом контексте были подвергнуты критическому разбору новые форматы закупок, введенные в связи с санкциями. Помимо истории с единственными поставщиками и эксклюзивным правом региональных заказчиков менять существенные условия контрактов под санкциями, в поле критики ФАС попали и офсетные контракты, и закрытый контур закупок для госкомпаний и госкорпораций по 223-ФЗ. К закупкам в «закрытом» режиме из-за формальных барьеров системы нет доступа у небольших компаний. Анализ таких закупок затруднен и для контроля со стороны государства.
– Мы часто под принимаемые законодательные решения подводим одну аргументацию, а получаем другой эффект, – отметил Шаскольский.
При этом, если месяц назад позиция контролирующих органов в части продления некоторых контр-санкционных мер в закупках выглядела более жесткой, то теперь предлагаются взвешенные компромиссные решения.
Некоторые субъекты федерации злоупотребляют правом закупок у единственного поставщика. Однако нельзя забывать, что это крайне важный инструмент для преодоления санкционного давления. – Оно никуда не пропало и постоянно усиливается, – напомнил на конференции руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Иван Щербаков. По его словам, отменить разом весь инструмент – не совсем правильно. Как-то его модернизировать, конечно, нужно. Например, установив дополнительные меры контроля со стороны ФАС России, Федерального казначейства. Либо установив пороги предельных значений (в зависимости от бюджета региона, от совокупного объема государственного заказа региона).
Для решения выявленных проблем законодательный и исполнительный блок до конца года наметили два мероприятия.
Первое проведет Комитет Государственной Думы по защите конкуренции. Об этом сообщил зампредседателя комитета, депутат Антон Гетта:
– Мы пригласим на заседания Экспертного совета комитета и государственных заказчиков, и госкомпании, и поставщиков и контролеров. Чтобы выработать те решения, которые остро востребованы для большей эффективности закупочной системы страны. Одним из вопросов станет проблема недостоверных сведений для обеспечения победы на торгах.
О втором рассказал заместитель руководителя ФАС России Петр Иванов:
– По результатам конференции мы создадим рабочую группу, которая подготовит блок предложений. Остро стоит как обеспечение безопасности данных для поставщиков и заказчиков в закупках по 223 Федеральному закону, так и проблема конкуренции. Поэтому у этого вопроса есть продолжение.
По признанию спикеров конференции, сегодня система закупок функционирует в условиях жестких санкций. Это беспрецедентный опыт для нашей страны. России удается активно противостоять внешнему давлению и показывать рост экономики. Однако в закупках есть, что совершенствовать. Все озвученные предложения предлагается совместно прорабатывать с профессиональным сообществом.
Лучшей возможностью это сделать станет XIX Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ», ежегодно собирающий крупнейшую аудиторию профессионалов закупок на общей дискуссионной площадке, которая одновременно является экспозицией технологических достижений страны. Форум пройдет с 15 по 17 мая 2024 года на ВДНХ. Поручение о подготовке к мероприятию уже подписано вице-премьером Денисом Мантуровым и направлено во все профильные ведомства, связанные с регулированием закупок, а также в Ростех, Росатом, Роскосмос, ВЭБ.РФ, ПАО «Промсвязьбанк».
Проблемы, поднятые на конференции ФАС в Сочи войдут и в деловую программу Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», возможно, уже в формате готовых решений с анализом первой правоприменительной практики. Ведь многое, на чем сегодня заостряла внимание антимонопольная служба, решается за счет развития технического функционала ЕИС. Так, например, запуск «цифрового структурированного контракта» произошел с 1 октября 2023 года, а с 1 апреля 2024 года – этот инструмент будет задействован на тотальных принципах для всех участников конкурентных процедур. Также с 1 апреля следующего года обязательным для всех видов закупок у единственного поставщика становится электронное актирование. Это в разы упростит контроль за обоснованностью закупок у единственного поставщика, на которой сегодня настаивает ФАС России. С 1 апреля в рамках ЕИС начнет работать закрытый контур по 223-ФЗ.
Более того, перед Федеральным казначейством поставлена задача проработать механизм электронного актирования для закупок по 223-ФЗ. На Всероссийской конференции ФАС в Сочи эта тема заняла практически полдня дискуссии. Возможно, прообраз такого регулирования будет представлен профессиональному сообществу на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» уже в мае следующего года. Таким образом, у проблемы конкуренции и доступности закрытых процедур для всех потенциальных поставщиков есть техническое решение, которое позволит обойтись без реформы законодательства.
Комментариев пока нет