В настоящее время цифровые технологии очень активно внедряются во все сферы деятельности, в том числе и в образование. В качестве примера применением цифровых дистанционных образовательных технологий (далее – ЦДОТ) можно рассмотреть программу повышения квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками в контрактной системе».
Традиционные методики повышения квалификации (подразумевающие академический подход, «классические» деловые игры и т.п. ) требуют существенных изменений. Для решения проблем образовательного процесса и достижения желаемого экономического, организационного и образовательного эффекта необходимо использовать специально разработанную интеллектуальную обучающую систему, базирующуюся на механизмах ЦДОТ.
Целесообразность применения цифровых технологий в обучении закупкам определяется следующими факторами:
– необходимость постоянной корректировки методических материалов, предоставляемых слушателем в условиях динамично изменяющегося законодательства в сфере закупок;
– специфика закупочных процедур, временные процессы, их технология, структура способов закупки, т.е. все то, что необходимо освоить слушателю (от планирования до исполнения контракта), является для него в значительной степени новым многомерным пространством;
– возможность быстрого освоения материала (3-4 недели);
– периодическое изменение «правил игры» в сфере закупок;
– отсутствие расходов на оплату переезда и проживания слушателя;
– возможность обучаться без отвлечения от основной работы и т.д.
В процессе обучения закупкам используется учебно-методический комплекс, который включает лекционные, практические и контрольные материалы, при этом у слушателей есть неограниченный доступу к данному комплексу в процессе всего обучения.
Специализированная информационная система поддержки учебного процесса, разработанная в рамках ЦДОТ, по результатам контроля знаний:
– обрабатывает каждый ответ слушателя;
– сразу после получения результатов тестирования, на специальных бланках, формирует ведомость успеваемости, которая помимо оценки за выполнение контрольного задания содержит номера вопросов (ситуаций), на которые слушатель предоставил неправильные ответы;
– для разбора типовых ошибок в режиме «он‑лайн» формирует гистограммы, содержат номера и количество неправильных ответов по каждому слушателю;
– до каждого слушателя доводится результат контроля его знаний (промежуточного или итогового). Как результат – каждый слушатель понимает, в каком месте он допустил ошибку, а в каком месте правильно дал ответ на вопрос.
– система после проведения промежуточного или итогового контроля формирует ведомости успеваемости с оценками по учебным заданиям. При этом для внутренней работы (преподавателей) результат контроля (оценка) каждого слушателя учитывается с десятыми долями – для оценки степени восприятия информации и коррекции затруднений.
В рамках системы обучения все тестовые задания структурированы по разделам для получения не только общего результата, но и результата знаний по отдельным темам и разделам относительно учебного плана.
Технологии системы обучения при тестировании позволяют выявлять слабые места в подготовке специалистов, занятых в сфере закупок, по результатам выполнения тестовых заданий даются рекомендации (в случае необходимости) по дальнейшему повышению квалификации.
По результатам выполнения теста слушатель получает отчёт с отображением результатов в процентном отношении, а также подробное обоснование (с указанием ссылок на нормативные документы) как правильности одного варианта ответа, так и неправильности других вариантов. В завершении тестирования система предложит тестируемому перечень разделов закона, на которые он должен будет обратить особое внимание.
В рамках реализации обучения создан специальный программный продукт, позволяющий в произвольном порядке перемешивать вопросы и ответы, группировать вопросы по принципам: «специальности» или «от легкого к сложному».
Основные аспекты применения обучающих технологий в сфере закупок, влияющие на повышение как экономической, так и образовательной эффективности процесса:
- Методика позволяет без потери объема получаемых слушателями знаний проводить контроль по каждому разделу учебного плана (промежуточный контроль, аттестацию), а также осуществить углубленное рассмотрение каждым слушателем специфических вопросов в форме итоговой работы.
- Методика предусматривает, уже после завершения процесса обучения – консультационное письменное сопровождение всех слушателей.
- Методика обеспечивает долгосрочные измеримые положительные эффекты в практической деятельности слушателей, прошедших обучение.
По оценкам экспертов АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений» в 2,5 раза снижается время решения практических вопросов в сфере закупок; в 3 раза увеличивается число правильных решений указанных вопросов. Практически исключаются ошибки, ведущие к административно наказуемым последствиям. Умение пользоваться знаниями, обсуждать, решать спорные вопросы, защищать свою точку зрения (отвечать на возражения поставщиков и контрольных органов) в 3-4 раза уменьшает количество конфликтных ситуаций, доводимых непосредственно до проверяющих организаций.
Автор: Павел Лисин
Комментариев пока нет