Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Об установлении требований к основному виду деятельности участника закупки по 223-ФЗ

Об установлении требований к основному виду деятельности участника закупки по 223-ФЗ
Теги: #223-ФЗ #Правоприменительная практика

Уважаемые читатели! Мы продолжаем отвечать на ваши вопросы.

Вопрос

«Планируем принять участие в закупке по 223-ФЗ. Заказчиком в документации о закупке установлено требование о том, что необходимые ему услуги должны быть основным видом деятельности участника. Просим разъяснить, на сколько законно такое требование заказчика».

Ответ эксперта

На основании ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 названного Закона (заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», к числу принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Как указано во введении к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 4-ст, присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них. Указание в Едином государственном реестре юридических лиц кодов ОКВЭД не может расцениваться как ограничение права хозяйствующего субъекта заниматься иными видами деятельности. Также не имеет значения, указан ли код в качестве основного или дополнительного вида деятельности.

Установление требования к наличию у участников основного вида деятельности, соответствующего предмету закупки, необоснованно ограничивает в допуске к участию в закупочной процедуре тех хозяйствующих субъектов, у которых осуществление обозначенной деятельности поименовано в качестве дополнительного вида деятельности, при том обстоятельстве, что коды ОКВЭД выполняют уведомительную роль, а требование об указании того или иного кода ОКВЭД в качестве основного вида деятельности непосредственно не влияет на удовлетворение потребностей заказчика в качественном и своевременном выполнении работ (услуг).

Одновременно с этим посредством установления в закупочной документации соответствующего требования к участникам закупки заказчик фактически допускает ситуацию, когда заявка хозяйствующего субъекта, который оказывает услуги по уборке в качестве дополнительного вида деятельности при одновременном наличии опыта в данной сфере, будет отклонена. Это противоречит, в том числе интересам заказчика в качественном оказании услуг опытным участником рынка.

Таким образом, считаем действия заказчика по установлении в документации о закупке требований о том, что необходимые ему услуги, должны быть основным видом деятельности участника, нарушающими нормы, регламентируемые Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данные выводы подтверждены Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 N 02АП-2371/2023 по делу N А82-18114/2022, решением ФАС России по Ярославской области от 11.10.2022 по делу N 076/01/17251/2022, решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.02.2023 по делу N А82-18114/2022.

Автор: Светлана Попова

17 июля 2023, 16:02
480
Теги: #223-ФЗ #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.