Параллельный импорт наполняет Россию. Федеральная таможенная служба спрогнозировала, что к концу года его объемы преодолеют планку в 15$ млрд (2 млн тонн). Далеко не все, поставляемое по серым схемам, идет на пользу стране. Системы дозирования и фильтрации таких поставок не существует.
Номенклатура товаров, официально разрешенных к параллельному импорту, задает лишь общие рамки процесса. При этом невозможно управлять его качественными и количественными показателями. В первую очередь, импортная продукция нужна там, где без нее остановится экономика, и противопоказана там, где имеются любые отечественные аналоги либо потенциальная возможность наладки их производства.
Объем параллельного импорта в Россию после его легализации растет ежемесячно на 12%. Уже анонсировано продление параллельного импорта до конца 2023 г., но решение о дальнейшем продлении пока не принято, оно будет зависеть от ситуации в 2023 г., анонсировал в сентябре вице-премьер Денис Мантуров.
Замечена опасная тенденция подмены импортозамещения параллельным импортом. Это когда происходит все та же отверточная сборка, только вместо западных комплектующих применяются «восточные», и на них набивается российская этикетка. Как совершенно правильно отмечал Мантуров, параллельный импорт должен рассматриваться как временное явление для насыщения внутреннего рынка самым необходимым.
К сожалению, в России доминирует превратное понимание этого инструмента – как регулярного теневого канала поставок. Такие заблуждения ведут экономику к провалу. Параллельный импорт следует воспринимать только как «средство добычи оригинального изделия с целью дальнейшего промышленного копирования или подбора отечественных аналогов». Никаких иных трактовок допускать нельзя.
Основными порталами для альтернативных поставок в Россию оказались Турция, страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и некоторые государства бывшего СССР, не входящие в объединение. Статистика откровенно сообщает о резком увеличении объемов их товарооборота с Россией. Причем экспорт достиг максимума относительно докризисных уровней 2021 года.
Так, например, блок ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения), в марте—июне 2022 года (период после начала конфликта) отгрузил в Россию товары стоимостью свыше $9,4 млрд — на 15% больше, чем за аналогичный период 2021 года (около $8,2 млрд).
В основном товары шли из Белоруссии; Армения нарастила поставки более чем в полтора раза. В первой половине этого года объем поставок армянских товаров в Россию увеличился почти на 50% по сравнению с тем же периодом прошлого года. ВВП Армении в III квартале вырос на 14,8%. Объемы поставок из Киргизии вовсе выросли более чем вдвое.
Любопытная и негативная закономерность: при сильном курсе рубля относительно национальных валют «параллельным друзьям» России очень выгодно заниматься такими поставками. Особенно актуально это для Белоруссии, Казахстана и Узбекистана.
Больше всего приобретает на таких торговых связях Турция, которая превратилась в основной перевалочный торговый хаб между РФ и Западом. В конце ноября Центральный банк Турции во второй раз за два месяца объявил о снижении ключевой ставки на 1,5 процентных пункта до 9%. И это отнюдь не случайно. О запредельной турецкой инфляции уже ходят легенды, однако со слабой лирой Анкара получает сверхдоходы от партнерства с Россией. За счет снижения кредитных ставок экономика и производство наполняются доступными деньгами. Низкая ставка – это мощнейший стимул для ускоренной индустриализации и роста ВВП.
Вместе с асинхронным укреплением рубля падение лиры придает ускорение турецкому экспорту. Условно говоря, в РФ дешевле везти турецкие помидоры, чем выращивать их на месте. Увы, речь идет не только о помидорах… Еще есть детали машин, комплектующие для оборудования, спецтехника. В Турции превосходно развита индустрия запчастей, ведь в отличие от русских они не прогибались под требования о защите интеллектуальной собственности западных корпораций, а планомерно и старательно выстраивали свои технологии реверсивного инжиниринга.
Поэтому Э. Набиуллина с крепким рублем – это находка для султана со слабой лирой. Очевидно, что сейчас со своей кредитной политикой по заветам МВФ Москва выступает в качестве торгового донора для Анкары (Астаны, Ташкента, Еревана, Бишкека). Присовокупив к этому еще и переток ресурсов (людских и материальных) в ближнее зарубежье на фоне мобилизации, – получаем картину безрассудно щедрого донорства.
Заметим, что параллельный импорт сам по себе не является бесплатным. Он обходится получателю с издержками (в виде переплаты за услугу, потери в качестве). В среднем издержки растут на 5%, но в некоторых случаях придется переплачивать 15-20%.
Объективное мнение о параллельном импорте: дорого, непонятные сроки, неопределенное качество. Представитель «Систэм Электрик», бывшего подразделения Schneider Electric в интервью «Коммерсанту»:
– Мы не занимаемся параллельным импортом. По нашим наблюдениям, параллельный импорт по многим позициям – большие риски для заказчиков, потому что есть большие неопределенности с логистикой, сроками поставки, качеством и гарантийным обслуживанием. Наша стратегия основана на развитии собственных линеек оборудования и технологий. <…> Поэтому активно развиваем кластер на базе НТЦ «Механотроника» для замещения импортных систем автоматики.
Вместе с легальным параллельным импортом развивается его стихийная версия. Так, например, в некоторые регионы России вернулись оригинальные напитки «Coca Cola», «Sprite» и «Fanta» через Казахстан.
В то же время остаются направления, на которых все еще чувствуется острый дефицит параллельных поставок. В первую очередь, это станкопром, автомобильная промышленность, разнообразная электроника (которая тоже требует регулярной замены).
Если Минэк и Минпромторг не решат проблему параллельного импорта «мозгов» для обслуживания автотранспорта и спецтехники в кратчайшие сроки, то возникают риски срыва реализации Национальных проектов и проблемы с поддержанием технической годности машин.
Дефицит запчастей всерьез угрожает привести к коллапсу сферу автотранспортных перевозок (в общей сложности это 6,5 миллионов грузовиков, миллион автобусов, которые перевозят 70% грузопотока и пассажиров). Об опасности сигнализировали на «Транспортной неделе 2022», которую проводила в ноябре Торгово-промышленная палата РФ. По словам президента Союза транспортников России, депутата Госдумы Виталия Ефимова, может возникнуть ситуация массового выхода из строя грузовых и пассажирских автомобилей.
Для решения проблемы предлагают использовать не слепой параллельный импорт (который в конечном итоге приводит к заполнению внутреннего рынка китайскими отверточными сборками), а индустрию восстановления запчастей. Технически страна к этому полностью готова. Есть группа действующих предприятий, способных выполнять такие задачи и разветвленная сеть ремонтно- сервисных компаний. Нет только законодательного регулирования и правовой базы.
- Для справки, в США таких малых предприятий по восстановлению деталей машин насчитывается более 100 тыс. В Китае – порядка 50 тыс., и они на 47 % обеспечивают автотранспорт в рамках пятилетнего планирования и с применением жестких стандартов контроля качества и контроля жизненного цикла изделия. Турция один из мировых лидеров в индустрии восстановления запчастей.
Только административное слабоумие и привычка защищать интеллектуальную собственность наших бывших партнеров мешают построить аналогичную индустрию в России. Причем, с минимальной нагрузкой на бюджет страны.
Есть тенденции, которые показывают, как неохотно европейские промышленные партнеры покидают насиженные места на российском рынке. Их экономика стоит на грани рецессии, а гражданский производственный сектор находится в огромном убытке из-за энергокризиса и кошмара с ценами на сырье. Окончательная потеря рынка сбыта выглядит для них неприемлемым ущербом.
Так, зачастую, работая с привычным иностранным поставщиком, российские заказчики просто переключаются на его же представителя в стране параллельного импорта, или задействуют механизм перекупщика-посредника. Некоторые компании, чьи товары в обход санкций ввозятся на территорию России, не хотели бы перебоя поставок по серым схемам. Еще и потому, что с них снимаются все последствия гарантийного обслуживания. Можно смело экономить на качестве, при этом продолжая поставки по завышенной цене.
Легализация параллельного импорта в стране, где отсутствует единая система промышленных стандартов, – это медвежья услуга. Из-за отсутствия обязательной стандартизации есть риск погружения всего внутреннего рынка в серые схемы, доказать наличие которых весьма проблематично. Есть российская этикетка – но ее нельзя проверить, потому что нет российской системы промышленных требований и контроля качества.
Автор: Виктория Сухорукова
Комментариев пока нет